НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Священное Писание и Священное Предание

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Антон

Доброе время суток!
Начал изучать библия совсем недавно. и конечно же как и всякого, меня распирает тысяча вопросов. вот один из них:
в библии говориться что Бог созда едем а в нем было дерево, в котором хранилось и зло и добро. Почему Богу было угодно посадить такое дерево и вообще откуда взялось зло?

Христос Воскресе!

Уважаемый Антон! 

До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. Святые отцы учат, что прародители и до падения были способны различать добро и зло: "Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его (Адама) и не говори, будто он не знал, что добро, и что зло". "Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти... Божиим был подобием".

Почему же в таком случае одно из райских деревьев называется древом познания добра и зла (Быт. 2, 18)? В еврейском тексте Библии использован глагол "jada". Он означает не внешнее, а опытное знание, знание через непосредственное приобщение предмету познания. Действительно, личного опыта вхождения во зло у первозданного человека не было, однако способность различать, что приближает к Богу и что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. Так, перед сотворением жены Господь сказал: "Нехорошо быть человеку одному" (Быт. 2, 18). Эти слова представляют собой глубокое определение зла, которое по сущности и есть разделение, одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие любви и общения.

Если бы прародители до грехопадения совершенно не различали добра и зла, то они были бы безответственны и грех не мог бы быть им вменен. Нравственная вменяемость предполагает не только знание, но и свободу.

"Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную, а человек употребил во зло сию свободу".

Правда, воля человека уклонилась во зло не сама по себе, но под действием враждебной силы: "Диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию".

Не следует думать, что вкушение плода древа познания добра и зла было смертоносно для человека, потому что эти плоды заключали в себе особую магическую силу. Вкушение было смертоносно потому, что "соединено было с ослушанием воле Божией, и таким образом отделяло человека от Бога и благодати Его, и отчуждало от жизни Божией... наименование древа познания добра и зла приличествует сему предмету... потому что человек чрез сие древо познал самым опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией, и какое зло в противлении оной".

Итак, Бог не сотворил зла. Мир, вышедший из рук Творца, был совершенным. «Иувидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Зло по своей природе есть не что иное, как нарушение Божественного порядка и гармонии. Оно возник­ло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям - Ангелам и человеку. Сначала от воли Бога по гор­дости отпала часть Ангелов. Они превратились в демонов. Их поврежденная природа стала постоянным источником зла. Потом не устоял в добре и человек. Открыто нарушив данную ему заповедь, он воспротивился воле Творца. Лишившись бла­годатной связи с Носителем жизни, человек потерял свое пер­возданное совершенство. Природа его повредилась. Зародил­ся грех и проник в мир. Горькими плодами его стали болезнь, страдания и смерть. Человек уже не вполне свободен (Рим. 7:15-21), а раб греха. Чтобы спасти людей, совершилось Боговоплощение. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разру­шить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Своей крестной смертью и Вос­кресением Иисус Христос духовно и нравственно победил зло, которое уже не имеет над человеком полной власти. Но реально зло остается, пока сохраняется нынешний мир. От каждого требуется борьба с грехом (прежде всего в себе). С по­мощью благодати Божьей эта борьба каждому может принести победу. Окончательно зло будет побеждено в конце времен Иисусом Христом. «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор. 15:25-26).

Этот ответ просмотрели 2584 раз.