НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Церковные праздники

Рождество

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Алексей

Здравствуйте!
У меня 2 вопроса:
1.Скажите пожалуйста, точное время начала постов в часах. Например, я слышал, что Рождественский пост заканчивается в сочельник после первой звезды, а Великий пост - только после окончания службы и т.д. А посты в среду и пятницу когда начинаются и когда заканчиваются?
2. С постами и праздниками также связан и обычай мыться/не мыться. Когда можно и когда нельзя?
И так ли принципиально точное соблюдение этих обычаев?
Спаси Господи.

Уважаемый Алексей!

6 января, накануне Рождества, полагается полностью отказаться от пищи до появления в небе первой звезды - в память о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа. Сразу после появления первой звезды разрешается постная каша на воде, можно с добавлением меда, - сочиво. Именно поэтому день накануне Рождества Христова называется Сочельником. Но это просто традиция, а не требование церковного Устава.

Вообще-то в течение всей Страстной седмицы — от Великого Понедельника до Великой Субботы — во время которой христиане воспоминают предательство и распятие Господа нашего Иисуса Христа, предполагается (по строгому, монастырскому уставу) так называемое сухоядение (невареная пища: хлеб, овощи). Но в Великий Пяток и Великую Субботу, в эти особые предпасхальные и, наверное, самые глубокие по содержанию дни церковного года, предлагаются Церковью еще более строгие правила в отношении поста.

В Великую пятницу обычно в два или три часа дня совершается вынос и поклонение Плащанице. До этого момента те, кто могут, стараются вообще воздерживаться от пищи, как и в первый понедельник поста. После выноса Плащаницы можно подкрепится горячей пищей без масла. В Великую субботу, накануне Пасхи христиане также стараются полностью воздерживаться от пищи уже до разговения после пасхальной литургии. Но, конечно же, должно помнить о том, что (особенно в наше время) не следует самостоятельно брать на себя подвиг строгого поста, даже если он однодневный. Обязательно надо спросить совета у священника, как лучше проводить пост, чтобы не навредить своему здоровью — физическому и духовному.

А теперь, что касается второго вопроса. Четвертая заповедь Закона Божия не запрещает мыться в воскресные и праздничные дни, которые должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.

В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви.

Но такие дела можно делать и в будни, и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те, по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения), зрелища, светские песни, невоздержанностъ в пище и питии, весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные.

Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности.

Этот ответ просмотрели 2795 раз.