НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Отпевание

Похороны и поминовение

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: елена

Что происходит с душой умершего любимого после 40 дня? Можно ли изменить его участь? До всеобщего воскрешения где находятся души? Правда ли, что они спят?
Я молюсь о любимом каждый день. Могу ли я разговаривать с ним? Мне очень плохо без него. Его нет уже 4 месяца. Я люблю его и не хочу, чтобы наша связь порвалась, я знаю, что только через молитву могу помочь ему.

Уважаемая Елена!

Вне всякого сомнения, у всех людей будет жизнь после смерти. Какова будет ваша жизнь после смерти зависит от наших отношений с Богом сейчас. Иисус Христос сказал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин 11.25-26).

Весь смысл благовестия Иисуса Христа заключается в том, что Он разрушил власть греха и смерти, потому что смерть есть следствие греха. Иисус говорит: «Я живу, и вы будете жить» (Ин 14.19). Воскресение - это надежда мира. Апостол Павел сказал: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа... чтобы познать Его и силу воскресения Его... чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп 3.8,10-11).

После смерти у нас будет не просто жизнь, но Бог даст нам новые тела, лучшие, чем те, которые мы имеем сейчас. Мы не станем бесплотными духами. Верующие во Христа приобретут тела, подобные воскресшему телу Иисуса (см. 1 Кор 15.35-49).

Библия говорит нам, что будет воскресение добра и воскресение зла. Одни воскреснут к прославлению, другие - к поруганию (см. Дан 12.2-3; Мф 25.46; Откр 20.11-15).

Те, кто жил для Бога, приобретут тело, подобное Иисусову - преображенное, прославленное тело - и будут жить с Ним в вечной славе. Те же, кто не жил для Него, пойдут в место наказания и мучений. Да, есть жизнь после смерти, но какова она будет - определится тем, как мы проводим дни в этой «жизни до жизни».

В последние несколько лет мы познакомились со многими случаями возвращения к жизни после короткого периода «клинической смерти». Некоторые люди видели небо, а некоторым было дозволено заглянуть в ад. Они видели существо, о котором полагают, что это был Бог. Они общались с Иисусом. Некоторые люди просили о возвращении в эту жизнь, и Он им позволил; некоторые просили остаться, но Он сказал им, что у них есть еще обязанности в этой жизни. Все они, получив подобный опыт, переменили свою жизнь, - и это однозначно свидетельствует о том, что жизнь после смерти есть. Конечно, это не абсолютное доказательство существования жизни после смерти, однако, подобный опыт говорит в пользу утверждений Св. Писания о продолжении жизни за гробом.

По церковному установление символики погребения и поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.

На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его получила награду райского блаженства.

Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.

Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.

Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.

В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.

Наиболее важным считается сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. 

После смерти человек уже не может молиться за себя, поэтому мы должны это делать за него. Очень полезны панихида и домашняя молитва об усопших, так же как и добрые дела, творимые в их воспоминание - милостыня или пожертвование на Церковь.

А для того, чтобы милостыня была угодна Богу, необходимо следовать некоторым поучениям:

Священное Писание учит нас: "Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мф. 6, 3)

Преподобный Нил Синайский говорит: "Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на небесах, которого невозможно ни выразить словом, ни постичь умом, ни объять мыслью".

"Делающий что-либо доброе для получения славы от людей... пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело" - говорит святитель Иоанн Златоуст.

"Если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство признак величайшего неразумия". Эти слова принадлежат преподобному Антонию Великому.

Но особенно полезно им - это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.

Особенно хорошо говорит о том, что мы можем сделать для умерших, Архиепископ Иоанн (Максимович): «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих". 

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. 

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба».

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Этот ответ просмотрели 2456 раз.