НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Отпевание

Смерть

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Александр

Как расценивать внезапную, случайную смерть? Например человек подскользнулся и упал под поезд, кирпич на голову упал, сосулька, авиокатастрофы и вообще любые другие, в которых человек не повинен осознанно. И вообще где грань между естественной смертью и неестественной?

Христос Воскресе!

Уважаемый Александр!

Мы имеем много примеров неожиданной, внезапной смерти и постоянно слышим об убитых, сгоревших, погибших в катастрофах. Почему же столько людей умирает такой страшной, неестественной смертью? Каковы могут быть ее причины? Обычно люди думают, что так несчастно умирают отъявленные грешники, но это не всегда так. Здесь можно вспомнить об одном пустыннике, которого растерзал лев. Другой, знавший его жизнь, пришел в недоумение: где же справедливость, если такой праведник умер такой лютой смертью? А ночью ему явился ангел и сказал, что умерший имел один тайный грех, за который просил наказания у Бога, и Господь послал ему такую кончину ради совершенного очищения его души.

Гибель скоропостижно умерших всегда направляется Промыслом Божиим к вразумлению живых. Такими несчастьями Господь призывает нас к покаянию, призывает к исправлению жизни.

Бывает, Господь посылает такую смерть людям без меры злочестивым. Святитель Василий Великий говорит по этому поводу: "Господь останавливает неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности. Поэтому бедствия, если с кем случаются, пресекают возрастание греха". Отсюда землетрясения, кораблекрушения и истребление людей от воды, огня и других причин. Все это имеет началом чрезмерность греха.

Однако, очень часто бывает так, что порочные люди живут долго. Почему? На этот вопрос святитель Иоанн Златоуст отвечает так: "Когда видишь, что некоторые или при кораблекрушении погибли, или задавлены домом, или потонули в реке, между тем как иные, или подобно им, или еще хуже грешат, однако остаются невредимы, - не смущайся и не говори: От чего это согрешающие одинаково не пострадали одинаково? Бог одному попускает быть убитым, облегчая тамошнее наказание ему, или пресекая греховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собирал большее на себя осуждение. А другому не попускает такой смерти, чтобы наученный казнью первого, он сделался благонравнее. Если же вразумляемые не исправляются, виновен не Бог, а беспечность их".

Хотя Слово Божие и учение святых отцов несколько разъясняют общие причины скоропостижной смерти, но почему этот жребий на иного падает, а на другого нет. Эту тайну ведает только Бог. Мы же не будем судить о том, кто из умерших более грешен, кто менее, а будем возносить к Богу молитвы о упокоении их всех.

Этот ответ просмотрели 2815 раз.