НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Современность

Молодежь

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Алексей

Как Церковь относится к молодежным субкультурам?

Уважаемый Алексей!

«Дух дышет, где хочет» (Ин. 3, 8), - предупреждал Своих учеников Господь Иисус Христос. И молодежная культура не является какой-то исключительной областью, где невозможная подлинная духовность, основанная на стремлении человека обрести безусловную истину. Искренность, присущая молодежи, неприятие потребительского идеала, творческое отношение к собственной жизни,- все это делает молодежную культуру восприимчивой к проповеди вечного обновления человеческого духа, находящейся в Евангелии. Говорить о вечности, о смысле человеческого существования, о всепоглощающей и всепрощающей любви вовсе не обязательно на церковнославянском языке, прибегая к помощи исключительно богослужебных текстов. Истина вообще инвариантна относительно средств выражения. Древнерусские иконописцы, художники Возрождения, французские импрессионисты и такие русские авангардисты, как, например, Павел Филонов говорят об одном и том же. Только та Истина, которая в иконописи уже обретена и адекватно выражена, у других не менее талантливых мастеров находится все еще в процессе выявления.

Понятие «молодежной субкультуры» является феноменом XX столетия. Православная Церковь нашла духовные силы для того, чтобы ответить и на этот вызов эпохи. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) не гнушался часами беседовать с лондонскими хиппи, объясняя этим «паломникам в страну Востока» смысл Евангельского определения «Бог есть любовь», помогая разуверившимся во всем молодым людям отойти от навеянных марихуаной грез к духовно осмысленному творчеству. Но Церковь – это не только духовенство. Церковь – это миллионы верующих мирян, которые создают культуру, оберегают ее от деструктивных воздействий со стороны антикультурных сил. Александр Солженицын как-то заметил, что все ценное в советской культуре определяется тем ее содержанием, которое связано с духовными ценностями христианства. И произведения самого Солженицына (один рассказ «Матренин двор» - это самая настоящая проповедь!), книги Виктора Астафьева, песни Булата Окуджавы, фильмы Тенгиза Абуладзе и Алексея Германа – это разговор с поколением на евангельские темы.

Для Бога драгоценна любая человеческая личность, любой человек со всей его духовной историей, со всем его поиском, со всеми ошибками и заблуждениями. Путь к Истине в личностном плане не менее важен, чем сама Истина. Об этом на склоне лет замечательно писал Борис Пастернак:

«В родстве со всем, что есть, уверяясь,
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя к концу не впасть, как в ересь,
В немыслимую простоту.

Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим,
Она всего нужнее людям,
Но сложное – понятней им…»

Молодежная культура чаще всего представляет собой это драгоценное для ищущего сердца усложнение. Евангельская простота невозможна без этого усложнения. Только накопленный на его основе духовный опыт позволяет в итоге отбросить суетное и ложное, сохранив вечное и истинное.

Само понятие «молодежной субкультуры» является слишком расплывчатым для того, чтобы говорить об отношении к ней Православной Церкви. В то же время молодежная культура включает в себя множество разнородных феноменов, к каждому из которых Церковь относится по-своему. Безусловно отрицательно Церковь относится к психоделическому творчеству, темным восторгам экстатического вдохновения, присущим измененному наркотическими веществами сознанию. Однако духовный поиск, стремление обрести незыблемые нравственные ценности воспринимается Церковью как положительное начало в молодежной культуре, даже если этот поиск еще не завершился.

Отношение Церкви к культуре определяется очень простым принципом. Церковь благословляет творчество, которое способствует духовному и нравственному развитию личности, напоминает о том, что человеческая жизнь не является только биологическим и социальным феноменом. Напротив, та культура, которая воспевает низменные инстинкты, сводит человека на уровень примитивного, лишенного духовности существа и в итоге разрушает личность, безоговорочно осуждается Церковью.

Молодежная культура, в том числе и не принимаемая многими верующими людьми рок-музыка, способна порой вмещать в себя христианское благовестие. Для многих людей, пришедших к православной вере в 70-е годы XX столетия, первым толчком была рок-опера Уэббера «Иисус Христос – Суперзвезда». Сверхпопулярная группа «Машина времени» в те же годы пела: «Мы живем, как будто вечность есть».

Церковь признает, что формы культуры изменчивы. Каждая эпоха имеет свою культуру, свой язык, который способен выразить и высокие духовные устремления и самые низменные побуждения. Сама Церковь может очень многое сделать для воцерковления молодежной культуры, для осмысления культурных запросов как духовных проблем личности.

«О были б помыслы чисты, а остальное все приложится»,- писал поэт Булат Окуджава. Чистота помыслов, неприятие фальши, живое ощущение драгоценности личной свободы – самое драгоценное достояние молодежной культуры, которое Церковь чрезвычайно ценит и старается приумножить.

священник Михаил Воробьев
Этот ответ просмотрели 5006 раз.