НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Православные посты и праздники»
15.07.2012

Спрашивает: Марианна

Объясните пожалуйста, как готовиться к Исповеди и Причастию детям?.Спасибо.
20.06.2011

Уважаемая Марианна!

Исповедь и Причастие требуют к себе особой подготовки и особого отношения.

По существующей традиции в эту подготовку входит трехдневный пост, подразумевающий воздержание от скоромной пищи (разрешается только растительная, если, разумеется, человек не имеет никаких тяжелых заболеваний), обязательное присутствие накануне дня Причастия за вечерним богослужением и исполнение установленного молитвенного правила. Правило это включает в себя три канона - Покаянный Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю - и Последование ко Святому Причащению (все это есть практически в каждом молитвослове). Читать его принято в день перед Причащением, или можно разделить его, прочитав каноны в первые два дня, а Последование ко Святому Причащению уже накануне Причастия. Вычитать можете Вы сами, но в присутствии ребенка.

Конечно же, детям поститься нужно. И пост не начинается с достижения совершеннолетия, не важно, английского восемнадцатилетия или российского с получением паспорта в четырнадцать лет. Сам по себе принцип воспитания души и тела в умеренности и в самоограничении закладывается в детстве, и тот, кто привыкнет к нему сызмала, тот со значительно меньшим трудом, а то и с радостью понесет его и будучи взрослым. Что значит – семья постится? Это значит, что и взрослые, и старшие дети постятся, и это естественно входит в уклад жизни и маленького человека. Он видит, к примеру, что в пост дома выключен телевизор, что прекратились походы в гости и активные формы проведения досуга, и это становится опытом жизни, который потом будет легко продолжить. Крайне важно, чтобы детский пост не сводился к одной телесной его составляющей, то есть к ограничению в отношении еды, но подразумевал и пост духовный. И в наше время более всего может дать ощущение поста отказ от телевидения или резкое снижение времени просмотра телепередач. В Великий пост лучше было бы полное выключение телевидения из жизни. И для всей семьи хорошо, а для детей в особенности. Если же это по каким-то причинам невозможно, то необходимо хотя бы ограничить эти просмотры.

Пусть это будут или познавательные фильмы, или православные, которые можно смотреть по видео, но не художественные, тем более не концерты и не музыкальные клипы. Для тех, кто постарше, могут быть и другие формы духовного поста – ограничения в слушании современной музыки, если она так уж нравится, даже ограничения в телефонном общении, которое часто есть прямой грех многоглаголания и празднословия. К примеру, можно решить, что будешь только отвечать на телефонные звонки, а не делать их самому без нужды, кроме тех, которые необходимы по делу. Или положить себе предел во времени телефонных разговоров.

Что касается поста в отношении еды, то когда маленький ребенок видит, что его родители, старшие братья и сестры перестали есть мясо, сладости, пить вино, то это тоже не проходит бесследно. Если вся семья постится, то и ребенок постится – нелепо было бы для него готовить какие-то разносолы – и именно так навык собственного поста и вырабатывается. Хотя для ребенка это еще даже не пост, а просто бытовой благочестивый уклад жизни семьи, он еще не предполагает свободы выбора со стороны ребенка. Важно и ценно то, когда он сам захочет соблюдать пост ради Христа. Когда с помощью папы и мамы, с помощью священника накануне постного дня он скажет: «Не буду есть конфет Великим постом. А когда во время Рождественского поста пойду в гости к бабушке и у нее будет работать телевизор, то я не попрошу, чтобы мне включили мультфильмы».

И это то, с чего начинается пост ребенка, когда он сам ради Христа от чего-то отказывается. Безусловно, разумнее будет сочетать такой отказ с тем, что предполагают церковные уставы. Редкий ребенок станет настаивать на колбасе и отбивных в постные дни, но без мороженого и конфет, без кока-колы и пепси-колы удержаться уже дело более серьезное. Это и есть детский пост, который начинается для каждого в разное время: и в три, и в четыре, и в пять лет. Знаю детей, которые уже в три года могли поститься достаточно сознательно, а уж в пять лет подавляющее большинство деток, растущих в церковных семьях, на пост способны. При наступлении возраста семи, восьми, девяти лет желательно максимально приблизить пост ребенка к тому, который соблюдается взрослыми. Может быть, только с большим снисхождением по отношению к молочной пище, при этом не имея в виду лакомства, а исключительно кисломолочные продукты: кефир, творог, молоко для приготовления каши. В особенности для тех, кто ходит в обычную школу и кому нужно питаться чем-то лучшим, чем картофельные чипсы или булочки, которые по видимости будут постными, но могут изрядно повредить здоровью. Детям, которые вынуждены питаться в школьных столовых, обычно советуют воздерживаться от мяса. Скажем, есть в супе курица – суп уж ешь, а курицу оставь. Дают гречку с котлетой – котлету оставь, а гречку съешь, даже если она каким-то там соусом котлетным пропиталась, не слишком в нем много соблазна. Но приложи к этому отказ от пустого – жвачек, конфет и других лакомств.

Подходя к Чаше, руки надо сложить крест-на-крест (правую поверх левой). В это время необходимо сознавать, что мы недостойны такой милости Божией (соединения с Его пречистым Телом и Кровию) по своей греховности (все равно все грехи мы перечислить не сможем, хотя и надо стараться сказать священнику на исповеди все, чем огорчили Господа) и подходить к Чаше с благоговением, с чувством вины перед Творцом. Просите, чтобы Вам причаститься не в осуждение; можно, искренне раскаиваясь в своей законопреступной жизни, читать молитву: "Боже, милостив буди мне грешной". После причастия от разговоров вообще лучше удерживаться, а священнику говорить ничего не нужно. Необходимо поцеловать Чашу (низ Чаши, символически изображающий ребро Христа), а затем идти запить принятые Дары (Кровь и Тело).

Что же касается Исповеди, то в таинстве святого покаяния нам дана возможность отложить тяжкое бремя греховное и разорвать вериги греха.

Исповедь детей, особенно приступающих в первый раз к сему спасительному таинству, есть дело величайшей важности. Здесь перед пастырем, как служителем Божиим, дети раскрывают свою душу и получают от него властию, данной ему свыше, не только прощение, но и наставление в нравственно-христианской жизни.

От отношения детей к первой их исповеди часто зависит их последующее отношение к этому великому и спасительному таинству.

Как пастырям, так и родителям относительно исповеди детей нужно прислушаться к двум правилам:

1. Подготовка к исповеди и общение пастыря вовремя исповеди должны совершаться с особою любовию, кротостию, теплым участием, делая особый акцент на той истине, что в это время предстоят и исповедуются не одному священнику, а Самому Господу Иисусу Христу. Малейшей раздражительности, нетерпеливости допускать не должно, как впрочем, и излишней снисходительности, потворства детским грехам.

2. При подготовке к исповеди и во время исповеди нужно предлагать вопросы, руководствуясьпастырским и родительским благоразумием и опытностью, именно относительно таких грехов, которые свойственны детям по их возрасту, более или менее юному и незрелому. Нужно быть особо осторожным в вопросах относительно VII заповеди закона Божия, говоря об этом в самой осторожной и деликатной форме, дабы лишними словами не оставить на совести детской никакого грязного пятна.

Сегодня не каждый батюшка имеет возможность подробно поисповедовать. Приходя, родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести-семилетнего возраста, в зависимости от уровня развития ребенка и способности сознательно проанализировать и исповедать свои грехи.

День исповеди и святого причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и причащению, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Подчиняясь родительскому авторитету, ваше чадо некоторое время будет исправно исполнять ваши требования, но если в нем самом не будет живой веры, искреннего стремления и нелицемерной любви ко всему духовному, рано или поздно, произойдет болезненный разрыв, конфликт между вашим родительским давлением и его свободной волей.

Не забывайте, что чистота Вашей жизни, Ваша молитва, Ваше смирение, Ваш жизненный подвиг, переносимый с верою и благодарением, во многом определяет отношение к вере Ваших детей.

Знайте, что в подготовке к таинству исповеди значительная часть пастырского труда возлагается на родителей и крестных отца и мать. Родители должны положить основание религиозно-нравственной жизни своих детей, пастырь в церкви завершит эту подготовку.

Одной из форм такой работы является беседа на основе нижеприводимых вопросов. Разумеется, первый раз подойдя к аналою, ребенок будет волноваться и, возможно, растеряется. Поэтому, лучше предложить ему кратко письменно ответить на приводимые вопросы заранее, чтобы перед священником прочитать их, получив от него дополнительные вопросы, советы, наставление, и конечно, разрешение исповеданных грехов. На родителях и восприемниках лежит также обязанность ознакомить детей с сущностью покаяния, с раннего детства вложить в их души чувство жизненной необходимости этого великого таинства. Важно, чтобы исповедь, покаяние не превратилось в обычное анкетирование, «что делал и чего не делал», но каждый раз переживалась ребенком как трагедия осознания греха, соединенная с радостью прощения от Бога при условии сокрушения и покаяния.

Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничество между родителями и священником. Предлагая вопросы и советы относительно исповеди, родители ни в коем случае не должны домагаться узнать грехи своих детей или «что батюшка сказал тебе, когда исповедовал?». Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему таинству.

 

Этот ответ просмотрели 3444 раз.