НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Церковное благочестие

Церковное благочестие

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Юлия, г. Набережные Челны

Объясните, пожалуйста, места из молитвенных правил.

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, места из молитвенных правил. Утреннее правило, молитва 8: «…аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче» — меня смущает это место, то есть что у Бога перед человеком может быть какой-то долг, если у человека есть дела. Как-то рационально очень и самонадеянно получается. То есть я понимаю, что на самом деле имеется в виду, что человек просит именно благодати, но просто всегда пропускаю эти слова про долг…

И еще вот: «согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота» — это что, например, сделал такое? Хочется понимать, что говоришь.

Еще я не совсем понимаю, что значит грешить «ревнованием»? Слишком стараться в чем-то или ревновать супруга? А если есть повод, допустим, и я ему ничего не скажу, сцен не устраиваю, но как же не ревновать-то, ведь «одна плоть» все-таки? Ведь он, как бы, владеет твоим телом, ты — его. А что же чувствовать тогда? Молиться о «вразумлении» супруга? Но ревновать-то все равно будешь, по причине измены ведь даже развод допускается, как же без эмоций относиться?

Христос Воскресе!

Уважаемая Юлия, вопросы, которые Вы задаете достаточно интересны, поэтому рассмотрим их по порядку.

— «…Но долг паче». Эти слова утреннего правила подразумевают то сознание, что у нас, конечно же, не может быть таких дел, которыми мы могли бы заслужить спасение. Святой составитель этой молитвы, несомненно, знал учение святого апостола Павла, в котором спасение как дар веры противопоставляется воззрению тех, кто думал спастись делами закона. Поэтому думать, что делами можно заслужить право перед Богом на свое спасение было бы неправильно, и это никак не вытекает из приводимых Вами слов утренней молитвы. Более подробно Ваше недоумение разобрал диакон Павел Сержантов.

— «Не яко человек, но и горее скота». Для лучшего понимания данного текста можно обратится к Псалтири. «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс. 31, 9). Горее скота, значит хуже скота. Автор молитвы говорит о себе, что он хуже скота, потому что скот не имеет смысла, а человек сотворён по образу и подобию Божьему. И всё же грешит. Конечно, мы, когда грешим сознательно, грешим против образа Божия в себе, то мы хуже скота.

— «Ревнование». Если открыть словарь церковно-славянского языка, то мы увидим, что под ревнованием понимается нечто другое. Ревнование — это зависть, сильное усердие, старание о приобретении чего-либо. Самым близким русским словом для ревнования является зависть.

Этот ответ просмотрели 8334 раз.