НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Граф

Для чего нужно соблюдать столько постов христьянину?И что изобразают(что обозначают) купала православных церквей ведь в других ветвях хрестьянства их нет?
ЧТО ТАКОЕ ПОСТ?


 

      А нужен ли он человеку? Многие говорят, что он даже вредит нашему здоровью. Зачем тогда поститься? Почему я должен лишать себя удовольствия вкусно с аппетитом съесть свой обед, ужин. Ведь всю пищу - "хлеб наш насущный" дает нам сам Бог, Которого мы об этом просим ежедневно в молитве "Отче наш...".
      Итак, что такое пост? Это воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, масла, яиц, а также умеренное потребление любой еды и питья. Как учит церковь и как свидетельствуют святые Отцы древнейших и наших времен, такое воздержание необходимо человеку как способ так называемого умерщвления плоти нашей, которая является порождением греховных страстей.
      Без преувеличения можно сказать, что от поста зависит внутренняя, духовная жизнь человека. Преподобный Исаак Сирин говорит: "Кто не радеет о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню, и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится Сам законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон? Однажды ученики Христа спросили Его: почему они не могли исцелить бесноватого человека, он им ответил: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк.9,29). Таким образом, Христос подтвердил важность поста для одоления демонической силы.
      "Пост тела есть пища для души", - замечает св. Иоанн Златоуст, а св. Василий Великий так продолжает: "Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе".
      Действительно, не есть ли пост как наказание тела для того, чтобы усмирить его буйство и сделать недоступным для страстей? Так утверждает и Апостол Павел, говоря: "Когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12,10). Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье.
      Употребляя часто мясную пищу и нарушая посты, человек забывает, что через вкушение мяса рождаются греховные страсти, а от них - болезни плоти и души. Надо уяснить, что не изысканные блюда и мясо дают нам здоровье, а Бог. Он дает нам жизнь, здоровье, силы и разум. Ими мы руководствуемся себе на пользу, а не во вред.
      Согласно Уставу, церковь разрешает в праздничные дни на трапезе "велие утешение братии", то есть позволяет нам в меру исполниться радостью наслаждения вкусной и разнообразной пищей, которую нам дает Бог.
      Своеобразное назидание преподают нам святые Отцы, когда говорят: "Тело - это осел, на котором мы должны доехать до небесного града Иерусалима. Если недокормишь его - свалится, если перекормишь - взбесится, поэтому надо всегда держаться золотой середины - идти царским путем".
      Святые, жившие на протяжении многих веков, доказали своей постнической жизнью неоценимую полезность поста. Вспомним Марию Египетскую, которая более сорока лет пребывала в пустыне, где питалась одними кореньями трав. Вспомним преп. Симеона Столпника, ничего не вкушавшего во весь Великий пост и дожившего до 103 лет. Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Преп. Анфим, как и Симеон, кроме св. воды, весь Великий пост проводил без еды, ничего не принимая, а прожил 110 лет. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский - 113, а св. Алипий - 118 лет. Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений.
      Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
      Надо отметить еще и тот немаловажный факт, что пост телесный обязательно должен быть тесно связан с постом духовным, состоящим в усердной молитве и обуздании своих греховных привычек - будь то гнев и раздражение, злоба и ненависть, ложь и зависть.
      Именно это церковь особенно подчеркивает при наступлении Великого поста в своем богослужении, призывая всех: "...постимся, братие, телесно, постимся и духовно", "отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13,13). А подвижники благочестия, испытавшие на себе благодатное действие молитвы и поста, уподобляли их двум крыльям, которые помогают душе человека возлетать на небо, к Богу.
      Вся наша жизнь, наша душа укрепляется и преображается только тогда, когда мы ей - душе - подчиняем тело. Но от противников поста, - как верующих так и неверующих - нередко можно слышать крылатую фразу из Евангелия: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека..." или слова Апостола Павла: "Пища не приближает нас к Богу" (1 Кор. 8,8).
      Разумеется, пища сама по себе не может ни осквернить человека, ни тем более приблизить его к Богу. Однако сам человек должен избегать или по крайней мере ограничивать себя во всем том, что способствует увеличению и усилению его плотских страстей: мяса, сала, масла животного, яиц, сладостей, специй и спиртных напитков, доводящих человека до скотского состояния. Надо понять, что пост как таковой, - это не борьба с плотию. Плоть человеческую, как и душу, создал Бог. Пост - это борьба с извращенностью плоти. Когда человек не владеет своим телом, то есть не имеет воли обуздать его, то он становится рабом своей плоти, рабом пищи, пития или иных неограниченных удовольствий.
      Короче говоря, пища, как вещь, начинает господствовать над человеком. Вспомним слова Христа, когда Он сказал диаволу, искушающему его в пустыне: " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 1,4). Значит, прежде надо питать себя словом Божиим, а потом хлебом. Молитвенное общение с Богом, Подателем всех благ есть духовная пища для человека, и это - прежде всего. .
      Вот почему всегда, а тем более в дни поста, мы не должны вкушать ничего того, что служит усилению плоти и способствует не торжеству, а подавлению духа.
      По этому поводу св. апостол Павел говорит: "По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7,24).
      В заключение хочется привести замечательные слова св. Василия Великого: "Поскольку мы не постились, то низринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!" И в этом спасительном делании нам помогает Церковь - она установила 4 поста в году:
      Великий пост - 40 дней; к нему присоединяется Страстная седьмица - последняя неделя перед Пасхой.
      Петров пост начинается через неделю после праздника Св. Троицы и кончается 12 июля, на праздновании св. апостолов Петра и Павла.
      Успенский пост в честь Пресвятой Богородицы - с 14 по 27 августа.
      Рождественский пост - с 28 ноября и до 7 января.

Уважаемый Граф! А почему Вы говорите, что в других ветвях христианства не изображаются купола? А может Вы их вообще не видели!

Самый архитектурный объем, самое пространство храма, в котором мы находимся, явилось предметом богословского осмысления. В период расцвета Византии из многочисленных архитектурных типов храма был выбран один, который показался самым удачным, самым прекрасным. Он относится к классической эпохе – это крестово-купольный храм, архитектура которого объединяла два очень важных момента: крест (важнейший символ христианства) и купол, т.е. центр или главу композиции. Купол олицетворяет Христа как главу Церкви.
     С этим архитектурным осмыслением было тесным образом связано и другое – живописное осмысление храма. При св. Патриархе Фотии в IX веке в Византии был собран целый собор, на котором обсуждалась система росписи крестово-купольного храма. В Церкви сознавалась необходимость осмыслить то пространство, в котором совершается богослужение. Естественно, в куполе изображался Христос, в апсиде – малом куполе – Божия Матерь, на четырех парусах – евангелисты, проповедовавшие Евангелие на четыре конца света, в алтаре изображалась Евхаристия, причащение апостолов Христом и святые отцы, учители Церкви. На столпах изображались мученики, на крови которых утвердилась Церковь. Таким образом, храм был земным небом, и, более того, он являл преображенный космос, все мироздание. Не мироздание, искалеченное грехом, а другое, восстановленное милостью Божией. В нем присутствует все творение: светильники символизируют светила небесные, орнаменты не были просто украшением – это растительный мир, творение Божие, мы знаем, что на иконах часто изображаются и звери. Все это видимое явление того, что "всякое дыхание" призвано хвалить Господа.

Этот ответ просмотрели 2217 раз.