НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Наталья

Здравствуйте, уважаемый Батюшка! У меня к Вам два вопроса.Ответьте, пожалуйста,на них.
Как Вы считаете, у человека есть Судьба от его рождения или все меняется постоянно?Я, например, верю в Судьбу, не один раз убеждалась, что именно под ее влиянием осуществилось то или иное действие.Приведу примеры, мы с мужем из разных стран, а встретились все-таки и он забрал меня к себе, мы поженились, спустя два года обвенчались. Мы с ним очень любим друг друга и живем хорошо, несмотря ни на что.Еще у меня в семье случались такие несчастья:дедушка с бабушкой попали в автокатастрофу,дедушка был за рулем, он погиб сразу, бабушка пролежала не приходя в сознание 2 месяца, потом пришла в себя и живет благополучно до сих пор.Судьба?
Мой папа был за рулем автомобиля.Ему стало плохо, он остановил машину и умер.У него отказала почка и остановилось сердце.Проезжающие мимо водители увидели машину и вызвали какие нужно службы.Это что Судьба или что?Он умер в 28 лет.Дед в 40 лет.Мама осталась в 15 лет фактически без обоих родителей(бабушка очень много лет приходила в себя) на руках с 8-летним братом, а потом в 24 года осталась вдовой.За что ей это?
И второй вопрос-как церковь относится к детям искусственным или суррогатному материнству?
Спасибо Вам огромное за ответы на предыдущие вопросы.И храни Вас Господи.

Уважаемая Наталья!

Понятие «судьба» употребляется в повседневной речи, по меньшей мере, в двух значениях. С одной стороны, судьба – это то, что предначертано человеку, то, что предопределяет его поступки, то, что «ему на роду написано». С другой стороны, судьба – это результат человеческой жизни, то, что сложилось, то, с чем человек приходит к концу своего земного существования.

Судьба человека в первом значении Церковь называет Божьим Промыслом. Святитель Филарет (Дроздов) определят его как «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям».

Божий Промысл можно назвать и Божественным Предопределением. Священное Писание свидетельствует о том, что это предопределение к благу. Благость Промысла Божия заключается прежде всего в предназначении человека к бессмертию и Вечной Жизни. Об этом настойчиво говорит Премудрый Соломон: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле" (Прем. 1:13-14).

Столь же уверенно говорит об этом апостол Павел: "Любящим Бога, призванным по Его соизволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28). Еще более ясно о предопределении исключительно ко спасению говорится в его Послании к Ефесянам: "Он избрал нас ... прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... В нем мы и сделались наследниками, быв предназначенными к тому" (Еф. 1:4-5,11). И еще более ясно – в Первом Послании к Тимофею: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2,4).

Божественное Предопределение не отрицает личной свободы человека. Выдающийся православный богослов 20-го столетия В.Н. Лосский пишет: "Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля - воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы." (Лосский В.Н. Мистическое Богословие. М. 1990. стр.105).

Поэтому можно уверенно говорить о том, что каждого человека, искренне и ответственно исповедующего православную веру, Промысл Божий ведет ко спасению. И хотя бы некоторые события жизни казались верующему человеку несправедливыми и дурными, все они должны быть со смирением приняты и пережиты, поскольку общий замысел невиден человеку и доступен только Богу.

Судьба в значении содержания земной жизни человека также является глубоким богословским понятием. Экзистенциальный итог человеческой жизни, включающий в себя не только совокупность совершенных поступков, но и всю полноту мнений, желаний, неосуществившихся надежд, любви и разочарований, определяет участь человека в вечности.

Этот итог является главным человеческим основанием Страшного Суда. Он, по мнению Святейшего Патриарха Сергия, будет не произвольной раздачей наград и наказаний, а доскональным, абсолютно точным определением духовного состояния, в котором человек завершил свою земную жизнь, а, следовательно, и определением того, каким стало воскресение для судимого: "воскресением живота" или "воскресением суда".

Другими словами, судьба человека в его земной жизни определяет его судьбу в Вечности.

Что же касается вопроса: "Допускается ли искусственное зачатие?", то мы не можем ответить категорически «да» или «нет», основываясь на тексте Священного Писания, но можем сделать вывод, что Библия содержит строгий запрет на экспериментирование с человеческой жизнью и с генетической структурой.

Эти новые научные технологии открыли ящик Пандоры, в котором оказались проблемы, ведущие к непредсказуемым злоупотреблениям. Такие методы уже вполне утвердились в индустрии разведения крупного рогатого скота. Призовой корове имплантируется замороженная сперма призового быка. Затем крошечный эмбрион извлекается из призовой коровы и помещается в корову, которая будет играть роль матери-хозяйки до рождения теленка. Спустя два или три месяца та же самая призовая корова вновь оплодотворяется спермой призового быка, и создается новый высококачественный эмбрион. Таким образом призовая корова может иметь три или четыре теленка в течение года, и качество стада сильно улучшается.

Теперь эти технологии переносятся на человека. Но мы не можем относиться к человеческому существу, созданному по образу и подобию Божию, как к корове. Человек одарен способностью любить, создавать великие произведения искусства, возводить храмы и подниматься к высотам в Иисусе Христе.

Некоторые ученые относятся к людям не лучше, чем к скоту. Если эмбрион-трансплантант высокопородной коровы деформируется, то его просто убивают. Если из-за процедуры трансплантации в процессе рождения произойдет что-то нежелательное, то корова может быть уничтожена без сожаления, потому что это животное. Но что произойдет, если были заморожены и затем имплантированы в утробу матери человеческие младенцы? Что произойдет, если богатые женщины станут нанимать бедных, чтобы те рожали им детей?

Что произойдет, когда начнут заготавливать человеческие эмбрионы в лабораторных пробирках для последующего их использования в качестве источника человеческих органов? Что произойдет, когда мы научимся клонировать человеческие существа, то есть извлекать участок клетки одного человека и творить другого человека по тому же генетическому коду, так что другой человек будет почти полным подобием первого и будет функционировать как его слуга-недочеловек? Возможности, разрабатываемые учеными, выглядят многообещающими, но в преступных руках они могут превратиться в кошмар.

Библия говорит нам, что мы не должны смешивать разные породы. К примеру, мы не должны пахать на воле и осле, запряженных вместе (Втор 22.10). Не следует также «носить одежды, сделанной из шерсти и льна» (Втор 22.11). Эти запреты, возможно, помещены в Библии для того, чтобы дать нам направления для решения и других вопросов, наряду с теми, к которым они имеют прямое отношение. Наиболее серьезная опасность подстерегает нас в попытках скрещивания различных особей, которое называется рекомбинацией ДНК. Ученые, действительно, могут вторгаться в генетический код, который управляет развитием клеточной структуры живого существа, и изменять его. Проблема состоит в том, что здесь задействованы миллионы переменных. Мы можем вознамериться создать человеческую сверхрасу и уничтожить людей, не имеющих сопротивляемости к болезням. Или мы можем создать новую форму жизни, способную уничтожить всех нас. Мы входим во владения Бога - в сферу, которая нам не принадлежит, в область опасную для человечества, возможно, больше, чем ядерная бомба.

Не предполагал ли Бог именно такое развитие, когда запрещал смешивание различных пород животных и растений?

Несмотря на всю пользу, уже принесенную генной инженерией растений, мы не можем не видеть связанных с нею опасностей. Предположим, что удалось вывести сорт пшеницы, которая по плодородию значительно превосходит все известные в настоящее время сорта. Что произойдет, если эта самая пшеница, будучи засеянной на огромных площадях, окажется неустойчивой к заморозкам или засухам? Может оказаться, что здоровые, имеющие высокую сопротивляемость растения, которые мы культивировали раньше, могли бы спасти человечество в течение длительных периодов похолодания. Новые гибриды, созданные нами, возможно, окажутся нестойкими и принесут нам беду.

Мы просто не можем предсказать, какие из характеристик наиболее ценны с точки зрения выживания народов, или отдельного человека, или животных во всех тех катастрофах, которые периодически случаются в нашем мире. Мы не знаем того, что известно Богу. Когда мы вторгаемся в область генной инженерии, может случиться беда. Каждый думающий человек поймет, что следует опасаться этого ящика Пандоры так же, как мы боимся расщепления атомного ядра, которым ученые одарили нас во время Второй Мировой войны.

Этот ответ просмотрели 2483 раз.