НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Ольга

Здравствуйте, батюшка! Расскажите, пожалуйста, про воздушные мытарства. Что они из себя представляют? Я, например, стараюсь не грешить, но все равно не получается. А отвечать придется за каждое слово. И еще, скажите, пожалуйста, грех ли слушать современную музыку, так называемую попсу, при занятиях спортом? Грех ли смотреть современные фильмы и читать современную литературу, если там присутствуют любовные сцены? Грех ли смотреть телевизор в воскресенье, среду и пятницу? Грех ли вязать в воскресенье? Где грань между осуждением и обсуждением? Что делать, если любишь хорошую одежду, косметику и вообще удобства?
Извините, пожалуйста, что столько вопросов! Но мне кажется, что я постоянно грешу.
Спаси Вас Бог!

Уважаемая Ольга!

В Священном Предании, согласном с Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах. Сущность учения о мытарствах излагает святой Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства — это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего судии-Бога, постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся, по приговору невидимого суда, демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.

Таким образом, мытарства и есть частный суд, который совершает над каждою человеческою душою невидимо сам Господь посредством своих ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей демонов. В житии преподобного Василия Нового повествуется, что ученику его преп. Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преподобной Феодоры. Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.

Заботящийся о своей душе христианин в течение своей земной жизни часто совершает суд своей совести, когда приходит в духовное судилище на исповедь пред своим духовником. Но как обыкновенно производится это великое дело исповеди? Редко сказывает свои грехи духовнику сам. Обыкновенно духовник спрашивает пришедшего на исповедь о его грехах или в пор. десяти заповедей Закона Божия, или по своей выработанной опытом программе вопросов, по большей части, весьма кратко, по многу исповедующихся, особенно в Великий Пост, спрашивает обыкновенно о грехах важных, а о так называемых «малых грехах» на исповеди не бывает и речи. Много грехов остается неспрошенных и неисповеданных. И если случится человеку умереть после такой неполной исповеди, он идет на мытарства и вечность со многими неисповеданными грехами. Исповедуясь кратко, люди надеются на исповедь в следующий раз, но эта надежда на следующую исповедь крайне обманчива: в животе и смерти каждого волен только один Бог. Надеются на исповедь в старости, перед смертью; но и эта надежда обманчива: придется ли исповедаться при смерти? Как часто пред смертью отнимается язык, затемняется сознание!

Поэтому на исповеди говорите все, что Вас беспокоит, что у Вас болит, не стесняйтесь, поэтому лишний раз сказать о своих прежних грехах. Это хорошо, это будет свидетельствовать, что Вы постоянно ходите с чувством своего окаянства и побеждаете всякий стыд от обнаружения своих греховных язв.

Но мы не будем Вам говорить о том, что является грехом, а что - нет. В этом Вам должна помочь Ваша совесть. Загляните в свое сердце, прислушайтесь к своей совести, что они Вам говорят? Ведь совесть - это глас Божий в человеке. Попытайте поразмыслить сами: полезны ли были поступки, совершенные Вами, или нет? Если это не помешало Вашей духовной жизни, Вашему общению с Богом, Вашему внутреннему миру – тогда в этом нет ничего плохого. Если же это является помехой, то лучше покаяться в этом на Таинстве Исповеди.

Этот ответ просмотрели 2218 раз.