НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Религии

Православие

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»
16.03.2017

Спрашивает: Украина

Грех ли применять оружие полицейскому, убивать ради безопасности?
22.03.2017

Добрый день, я работаю в полиции. У меня вопрос: если я во время задержания преступника применяю к нему оружие в качестве личной безопасности или безопасности других людей, и в итоге человек умирает от моих действий, является ли это грехом?

Непротивление злу силой, предписанное Евангелием «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6, 29), часто пытаются представить, как запрет для христианина пользоваться оружием, участвовать в боевых действиях. 

О том, что непротивление злу, направленному непосредственно на нас, кардинально отличается от отношения к злу, совершаемому по отношению к другим, мы можем прочитать в самом Евангелии. Когда апостол Петр, защищая Христа в Гефсимании, отрезал воину ухо (Ин. 18, 10-11), Господь не приказал выбросить меч, но лишь вложить его в ножны. И, впоследствии, апостол Павел учит: «Начальник не зря носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4). Как мы видим, апостол не просто допускает возможность существования оружия, но и допускает его применение именно как Божие служение. Не случайно мы видим среди святых мучеников множество воинов: служа империи в качестве защитника, будущие святые преуспевали в подвигах христианских добродетелей, без которых невозможно стать свидетелем христианской веры. Мученика Меркурия Смоленского на битву против захватчиков благословила Сама Богородица — разве это не пример того, что благословение на битву не только возможно, но и необходимо как видимый знак благоволения Божия к исполнителю заповеди: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).

Стратегически любое оружие в руках христианина — всегда оружие защиты: защиты своей страны, защиты ближних от того зла, которое невозможно остановить иным путем. Того, кто не имеет страха Божия и совести, не остановит кроткий Херувим и проповедник с Евангелием. Для пресечения их зла требуется меч или пистолет. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Конечно, любое убийство — это грех и необходимо прийти в храм и исповедаться в этом.

13 правило св. Василия Великого гласит: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистыя руки, три года удержались от приобщения токмо Святых Таин». При этом, в толковании этого правила канонистами замечается, что этот совет как будто нигде не исполнялся, памятуя о том, что безопасность от зла иногда требует применения радикальных мер.

Этот ответ просмотрели 1402 раз.