НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Исповедь и Причастие

Таинства Исповеди и Причастия

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Андрей

Добрый день!
В ответе на вопрос об отношениях между супругами очень часто в ответе можно увидеть эту цитату из Библии: “Тайна сия велика” (Еф. 5, 32). Но недавно посмотрел, а там в продолжении написано: “я говорю по отношению ко Христу и к Церкви”. Поясните пожалуйста.
И еще такой вопрос. Не знаю кого как, а меня жуткое неверие накрывает с головой, когда встречаются разные ответы священнослужителей по одному и тому же вопросу, а порой и противоречия, когда как на недавнем Соборе в Храме Христа Спасителя в Москве идет какая-то дележка непонятно чего, какие-то нелепые демонстрации, драки, когда по телевизору показывают священника, который Сталина восхваляет чуть ли не как Святого и многое другое. И это все вкупе на меня наводит неверие такое, какое не наводит ни одно событие и обстоятельства в моей жизни, ни мои состояния уныния и тоски, которые порой одолевают. После таких событий задумываюсь, а может правда вера настолько интимное дело, что у каждого она своя и главное иметь Христа в сердце, и просто жить по совести, заповедям и тем советам, что дает Писание?! В Храм ходить не каждую неделю, превращая в рутинную обязаловку, а когда душа того захочет и когда такой приход станет праздником, то же самое про Таинства Исповеди и Причастия.
Как быть, подскажите пожалуйста? Очень волнует этот вопрос.
Спасибо.

Уважаемый Андрей!

Апостол Павел в этих стихах напоминает библейское основание любви к жене: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2:24). Этими словами Апостол желает расположить христианских супругов к крепкому супружескому союзу и показать, как противоестественны и богопротивны супружеские несогласия, а тем паче разводы. "Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (ст. 32) - лучше всего объясняет эти слова святой Иоанн Златоуст: "Подлинно это таинство, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык - сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему... Поистине это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость." "Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" - сим прибавлением святой Апостол желает внушить, что близость мужа к жене и взаимное их единение в благословенном христианском браке так велики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и нагляднейшим подобием таинственного единения Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз. "Немало таинственного и в естественном браке между мужем и женою, как бы так говорит Апостол, но я говорю о христианском браке, заключаемом во образ союза Христа с Церковью. Таковой брак есть уже величайшая тайна, есть уже таинство церковное." Каков союз Христа с Церковью? Он есть союз теснейший, любовью проникнутый, святой и нерасторжимый. Таково же должно быть и супружеское единение в христианском браке.

Касательно второго вопроса можем привести слова святого Ефрема Сирина: "Если священник своими грехами превзойдет весь мир и грешнее его не будет на земле никого, то, когда он будет совершать богослужение, по вере Прихожан таинство совершается, оно действительно. И если священник духовно связан по рукам и ногам, тогда за него священнодействие совершает Ангел".

Бывает и такое, что у одного священника на душе был смертный грех. Он сказал: "Господи, я недостоин совершать эту страшную литургию. Ты Сам ее совершай", и увидел, как от него отделился Христос и стоял впереди этого священника, совершая на престоле все таинства. А священник только возгласы говорил.

Поэтому когда диакон вначале божественной литургии прикладывается к Престолу и говорит: "Время Сотворите Господеви, Владыко, благослови", тогда священник благословляет его и тот выходит на амвон. Начинается божественная литургия.

В греческом служебнике сказано так: проскомидия, подготовительный этап к литургии - это чисто человеческое действо. Теперь же время кончено, священник стоит перед Престолом, в его лице Сам Христос совершает божественную литургию. Поэтому когда входят с Чашей и диакон кадит священнику, он говорит: "Мир всем", тогда через него Сам Христос рукой священника благословляет всех. Это мы видим. Все таинства, которые совершаются видимым образом, невидимо совершает Сам Христос.

Бесноватые люди могут узнать священника даже тогда, когда он будет пострижен, побрит, в гражданском костюме. Другие не узнают его, а этим больным бесы подскажут, потому что они не терпят той благодати, которая при расположении даруется Господом священнику. Господь такую благодать дает, которой не имел ни один царь земной, хоть и праведной жизни. Такой власти не дано ни одному правителю земному, какую имеет священник. Священник имеет право совершать все таинства, прощать грехи, действием своих рук и благодатью Божией совершать превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы; священник имеет право запрещать на земле - и человек запрещен на Небе, может разрешать его - и человек разрешен на Небе. Власть огромная, поэтому он старается, чтобы каждое слово не было кому-то во вред, а несло только пользу.

Когда православный священник искренний, но имеет какие-то грехи, и нет другого священника, кому он может исповедать их, он может встать перед Престолом и каяться в грехах: "Господи, поскольку нет духовника, Ты Сам приими мою исповедь и прости мне грехи. Может, лишнее я пил или спал, или переел. Может, плохо молился - рассеянно, где-то возгордился, где-то возмутился; возможно, кого-то осудил словом или мысленно. Господи, прости меня". И Господь Своей благодатию прощает, потому что Он Своему рабу не даст стоять пред Престолом в скверне. Он Сам очищает его душу.

Так что все таинства совершает Сам Христос, а священник в руках Божиих является орудием. Многие люди не знают этой великой Божественной тайны.

Господь оставил на земле Свою Святую Церковь - как источник спасения, освящения, исполенения благодатью верующих в Него. Она является живым реальным союзом Бога с людьми. Посредством церковных таинств Господь изобильно подает Живую воду – благодать Духа Святого – всем требующим. Так например, в таинстве соборования (елеосвящения), которое совершается над людьми больными, Господь исцеляет всего человека, его душу и тело. В таинстве исповеди, являющейся искренним отказом от зла, человек получает свободу от всех злых пристрастий души и тела, которым они подвержены. Итак, пможно сделать вывод, что только посредством церковных таинств христианин становится причастником благодати. Она же дает человеку силы к исполненению евангельских заповедей, преображает, делает его, говоря языком богословия, "богом по благодати".  Многие говорят: «В Церковь ходить не обязательно. Главное, чтобы Бог был в душе». Но что это означает, увы, никто толком так и не сказал. Но, если задуматься серьезно, то это своеобразная форма наступающей духовной теплохладности. Бог, который в душе у таких людей, на редкость многолик. Одним из них он позволяет не соблюдать пост, другим – не ходить в церковь, третьим – во время поста устраивать буйное веселье или участвовать в сомнительных, с духовной точки зрения, мероприятиях. Каждый из таких людей диктует Богу свои нравственные законы, и Бог, по мнению этих людей, должен их принять.

Поэтому каждый православный христианин должен ходить в церковь. Ведь единство нашей Церкви и сущность наших собраний составляет как раз собрание верующих во Христе, которые соединены единой верою, учением, священноначалием и таинствами. И знайте, что молитва в Церкви никогда не заменится никакой другой молитвой. "Где два или три во Имя Мое, там Я посреди них". Ходить в Церковь и принимать участие в богослужении обязан каждый Христианин, если он считает себя им. Литургия для христианина - это самое главное. Здесь невидимым образом через Таинство Евхаристии преподается Тело и Кровь Христовы.

Причащаться Святых Христовых Таин необходимо каждому православному христианину. 

О необходимости для спасения причащаться Святых Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день..." (Ин. 6, 53-54)

Участие в Евхаристии дает нам надежду для нашего же будущего спасения, как залогом будущей жизни, поэтому участие в богослужениях необходимо для каждого.

Церковь - это сообщество верующих людей, которые по сути дела и составляют саму Церковь. Это - единая Вера, единая Любовь, единое Богопочитание Троицы единосущной и нераздельной. Глава сей Церкви - Христос, потому что она управляется одним законом евангельским.

Без Церкви нельзя научиться правильно верить в Бога. Мы без школы не можем научиться правильно читать, писать, без учебы в институте не получим образования, точно так же и без Церкви нельзя научиться вере. В Церкви совершаются все таинства, здесь Господь - наш Отец и Учитель - принимает общую молитву и покаяние каждого. Начиная с Таинства Крещения, человек здесь проходит всей жизнью и отправляется в вечность. Церковь - это школа, которая готовит граждан для Неба. Потому святые отцы говорят: кому Церковь - не Мать, тому Господь - не Отец.

Этот ответ просмотрели 2685 раз.