НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Разное

Разное

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Екатерина Виленская, Москва

Подскажите, пожалуйста, куда мне обратиться. Мой прадед Воздвиженский Николай Платонович был настоятелем храма в Нижнем Услоне. В 1937 году был расстрелян. Несколько лет назад приезжал из Раифского монастыря к нам отец Иосиф, собирал сведения о прадеде. Говорил, для комиссии по причислению его к новомученикам. Связаться с о. Иосифом не получается. Как узнать о принятом решении? Заранее благодарю.

Отвечает: иерей Антоний ЕРМОШИН

Добрый день, уважаемая Екатерина!

По-видимому, Вы имеете в виду протоиерея Платона Николаевича Воздвиженского, 1892 года рождения (священник с 1914 г.), служившего настоятелем храма в селе Нижний Услон Казанской епархии и 31 декабря 1937 г. тройкой при НКВД ТАССР приговоренного к расстрелу (протокол №144).

К лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской он не причислен, данный вопрос никогда не выносился на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации святых и на утверждение Священноначалия.

Во-первых, в настоящее время вообще практически не совершается канонизации лиц, пострадавших в 1930-е годы, поскольку для исследования не доступны в полном объеме материалы следственных дел в отношении репрессированных, а без этого невозможно во всей полноте составить представление о жизни и поведении людей в условиях заключения, допросов и т.д. При решении о причислении к лику святых необходимо иметь максимально полное представление о том, что говорил и как вел себя в этих тяжких условиях репрессированный человек, не оговорил ли он кого-то, не проявил ли малодушия и т.д.

Во-вторых, из имеющихся в распоряжении Комиссии по канонизации святых Казанской епархии материалов, содержащих выписку из последнего допроса о. Платона (дело №6417, допрос от 28.12.1937), обвинительное заключение (от 30.12.1937) и приговор в его отношении, следует, что он, к сожалению, частично признал свою «вину» и дал показания против себя следующего характера: «подтверждаю, что действительно я в с. Н. Услон имею связь с бывшим офицером Каяткиным и кулаками Бирюковым, Морозовым и Дугиным... Должен признаться, что открыто антисоветскую деятельность проявил 12 декабря 1937 года в день выборов в Верховный Совет, своим церковным служением сознательно хотел сорвать выборы, говорил, что ко мне больше пойдет народу, чем на выборы. Когда я в 1937 году услышал, что хотят закрывать церковь, я среди народа повел агитацию о том, чтобы не закрывать, про это высказывал, что если будут церковь закрывать, то не дадим, вилами и кольями встретим всех, кто придет. Проводил анти-колхозную агитацию, говоря: колхозы все развалятся, т.к. советская власть до этого доводит, при этом обвинил руководителей и правительство. Среди населения говорил, что скоро будет война и гибель советской власти, т.к. фашисты объединяются совместно для борьбы с коммунистами».

Конечно, это признание ни в коей мере нельзя считать отречением от Бога и от веры, но в рамках ныне действующих правил о канонизации установлено, что предлагаемое к прославлению в лике святых лицо должно не только до ареста иметь характеристику беспорочного служителя Церкви, но и в материалах следственных дел иметь облик стойкого человека, не признающего предъявляемых обвинений, не называющего имен никаких «сообщников» и т.д. В данной связи не представляется возможной постановка вопроса о причислении к лику святых протоиерея Платона Воздвиженского, что ни в коей мере не умаляет его светлого облика ревностного служителя Церкви Христовой в тяжкую годину гонений. Мы безусловно призваны молиться о упокоении души убиенного протоиерея Платона в селениях праведных. Вечная ему память!

Этот ответ просмотрели 4794 раз.