НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Православные посты и праздники»
18.11.2009

Спрашивает: Людмила

Благословите, батюшка! Дело в том, что уже почти год нам с мужем не удается зачать ребенка. Мы в браке, венчались. Обратились к врачам, у обоих нашли проблемы. Проверили мужа, сказали, что с такими результатами самим практически не реально забеременеть. Предложили 2 варианета: “подсадить” клетки мужа ко мне, а если это не поможет - то только ЭКО. Скажите, как церковь относится к такго рода действиям? Не является ли это грехом, ведь процесс зачатия будет происходить при посторонней помощи? И еще вопрос. Я понимаю, что все происходит по воле Божией, и то,что Господь ждет нашего исправления и очищения. Сама я редко посещаю храм, редко причащаюсь. Молюсь Св. Иоакиму и Анне. Супруг практически не посещает церковь. Заговорила с ним о том, чтобы он тоже происповедовался и причастился, но он лишь старается отложить это на потом... Как мне “достучаться” до мужа? Спаси, Господи!
10.11.2009

Уважаемая Людмила!

Православная Церковь допускает использование ЭКО для зачатия семенем супруга. Однако, такая супружеская пара должна иметь ввиду, что решение об этом не может для них иметь полного нравственного и духовного смысла, так как в этом случае они достигают деторождения сверхъестественным способом, то есть не по природе. Такой шаг сам по себе является насилием над собой и природой.

Из ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (Москва, 13 - 16 августа 2000 года) /XII. Проблемы биоэтики /

XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с "плодом чрева на пользу" супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, "единомыслия душ и телес". Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является "плотью от плоти" анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо "социальных", еще и так называемых биологических родителей. "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. "Суррогатное материнство" травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация "репродуктивных прав" одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Что касается второго вопроса. Как показывает практика, в данной ситуцации всего неразумнее имненно, выражаясь вашим языком, пытаться "достучаться". Молитва Богу за мужа и собственный пример христианской жизни - вот что необходимо.

 

Этот ответ просмотрели 1894 раз.