НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Православные посты и праздники»
04.01.2009

Спрашивает: Татьяна

Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к соционике? “Наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию” и делящая людей на соционические типы. Можно ли христианину ею увлекаться и использовать в жизни?
05.01.2009

Уважаемая Татьяна!

Православная Церковь не формулировала и не может формулировать своего взгляда на конкретные, частные психологические или околопсихологические школы. Собственно, то, что называется соционикой, восходит еще к Античности, к Феофрасту и его характерам, к попыткам типизации личности и темпераментов: флегматический темперамент, холерический темперамент и другие типы были описаны еще этим известным учеником Аристотеля.

Подобного рода описания возникали в разных странах и в разных школах на протяжении последующих столетий. Я не думаю, что в соционике содержится что-то принципиально иное по отношению к тому, что уже было сделано прежде. В этих наблюдениях может содержаться естественная внимательность к тем закономерностям, которые есть в человеческом характере, в этом нет ничего недопустимого. Неправильно, когда эти закономерности абсолютизируются и когда делаются однозначные суждения о совместимости или несовместимости людей для семейной жизни, об удачных и неудачных типах личности и т. д.

Впрочем, для здравомыслящего человека соционика вряд ли может быть опасной. Хотя соционике действительно не откажешь в некоторых отдельных метких наблюдениях за устройством человеческой личности, считать ее наукой, доверять ей безоговорочно — просто неразумно. Однозначно «типировать» человека, раз и навсегда записать его в интроверты или рационалы — значит отрицать возможность изменения, а ведь мы непрестанно развиваемся, пока живем. Грамотный психолог подтвердит возможность изменения той или иной характеристики личности на протяжении жизни. «Все мне можно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», — сказал Апостол. В том, чтобы ознакомиться с наработками соционики, проследить подмеченные ею закономерности, поддав их критическому осмыслению, сопоставив со своим опытом, греха нет. А вот строить по ней свою жизнь, придавать ей сверхъестественное значение — это, конечно, перебор. Вообще, судя по описываемой увлеченности вашего друга соционикой, ему понадобится какое-то время, чтобы «переболеть» этим открытием. Как показывает практика, увлечения соционикой у разносторонне развитых активных людей имеют тенденцию проходить.

Этот ответ просмотрели 2114 раз.