НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Православные посты и праздники»
05.08.2008

Спрашивает:

Для чего же Бог попускает всем бесам искушать людей?
20.08.2008

Бог попускает искушения для премудрых и благих целей, именно:

а) Для испытания нашего произволения, к чему оно больше располагается — к добредетели ли или к греховным удовольствиям.

б) Для обнаруживания сокровенных свойств и расположений, которых мы иногда и сами в себе не понимаем.

в) Для упражнения в добродетелях. Всякий человек по вступлении в этот мир должен развивать и укреплять свои силы посредством многотрудной деятельности; особенно свободная воля, главная действующая сила души, для развития и укрепления своего необходимо должна пройти поприща испытания, встретить и преодолеть различные искушения, чтобы утвердиться в добре и в отвращении от зла; иначе, если бы стремление к добру, не встречая испытаний, искушений, само собою по влечению природы происходило, тогда такое расположение к добру не имело бы высокого нравственного достоинства, как инстинкт — дело природы, а не свободного произволения, сознательно избирающего добро предпочтительно пред нечистыми чувственными влечениями к удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно, так как вообще всякая сила как физическая, так и духовная, при встрече с противоборствующею силою больше возбуждается, напрягается к деятельности и посредством борьбы больше укрепляется. “Как кормчего корабля — буря, борца (атлета) — поприще, воина — сражение, великодушного — бедствие, так и христианина искушение проявляет”, — говорит св. Василий Великий.

Подвизающимся в духовной жизни предстоит брань не с людьми, а с демонами и бесплотными силами. Вот почему и вождем у них не какой-нибудь человек, не ангел, а Сам Бог. И оружие этих воинов соответствует характеру брани: оно изготовлено не из кожи и железа, а из истины, правды, веры и всякого всегда любомудрия. Свт. Иоанн Златоуст

Враг спасения не оставляет человека в покое до самого гроба.
Враг рода человеческого — диавол очень часто искушает христианина при попущении Божием печалью, скукой, унынием и малодушием, которые часто бывают причиной страданий человека.

Наносятся нам скорби злыми духами, с которыми мы находимся в войне, по словам Апостола; они наблюдают за нашими словами и делами, а по ним заключают о помыслах, которые, естественно, должны быть подобны словам и делам. Справедливо умозаключение демонов!
Прп. Марк Подвижник

Господу благоугодно, чтобы мы терпели поношения и жительствовали в лишениях и подвиге; диавол же хочет противного этому. Если мы услаждаемся похвалою человеческою и отрадою тела, то из этого явствует, что мы, преслушая Господа, преклоняемся к духу сластолюбия.
Бесов отнюдь не должно страшиться, они ничего не могут сделать нам, а только угрожать, устрашать.

Признак присутствия злых духов: оно сопровождается шумом, стуканьем, звуками и криком; от присутствия их является в душе страх, в мыслях — смущение и недоумение, тоска, отвращение от подвига, леность, уныние, воспоминание о родственниках, боязнь смерти, потом греховные вожделения, охлаждение ревности к добредетелям, нравственное расстройство.
Нет больше греха, как гордость; уподобляющий человека бесу, корень есть всем грехам.

Бесы не имеют никакой власти, ни силы, если не будет от Бога им попущено, как об Иове и о свиньях в Евангелии писано есть.

Три силы суть сатанины, яже предходят пред всяким грехом: 1) забвение, 2) леность, 3) похотение. Аще бо придет забвение, рождает леность. От лености же приходит похотение, от похотения же падает человек.

Иногда враг спасения начнет приплетать ко всякому твоему добру свое зло, как плющ вьется вокруг хороших деревьев. Ты займешься богомыслием назидательным, а он собьет тебя на совопросничество и пытливость о тайнах Писания, кои охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о том, чтобы не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтобы не осудить, а он спешит навеять на тебя равнодушие и к добру и ко злу. Так и во многом другом приплетает враг свое: к страннолюбию — чревоугодие, к рассудительности — суровость, к кротости — двоедушие, к радости — самомнение, к надежде — леность и проч. Видишь, сколько засад, как называют сии покушения врага опытные в брани с ним люди. Усугубь внимание и бдительность. В помощь же сему вот что сделай: найди себе доброго отца духовного и, поверив ему все свое, моли Господа, чтобы Он влагал ему сказать тебе всегда благое в назидание. Или, если можешь, найди себе единомысленного брата и вместе с ним веди взаимную откровенность и взаимное друг друга вразумление и укрепление. Читай душеспасительные книги и, изучая их, ищи в них вразумление себе и разъяснение недоуменных случаев в твоих помышлениях, чувствах и движениях сердца. Сими способами при искреннем желании избегать худого и молитвенном к Богу обращении всегда силен будешь распутать хитросплетение врага, увидеть подготовленное тебе зло и отразить его потом духовными орудиями своими.

Прежде всего враг старается, дабы духовное чадо (послушник) потерял веру к отцам, тогда уже ему легко низложить его.
Старец Арсений Афонский

Ведать надо то, что враг ни о чем в монастырях (а в миру в приходах) так не старается, как разорвать связь духовного отца с братиями (а в миру с прихожанами), а потому он в глазах братии достоинства отцов уничтожает, закрывает, а недостатки их, свойственные нашей человеческой природе, о коих св. Павел говорит, увеличивает и даже измышляет. Большая часть монашествующих пленена этим искушением, хотя не все в одной степени. При помощи Божией надежнейшее средство или противоядие против сего — это частое умственное упражнение в исчислении достоинств духовного отца и затем благодарение Бога, сподобившего тебя быть под руководством избранного Им на то раба по сердцу Его Всеведущего.
Старец Арсений Афонский

Ничто не отнимает у сатаны столько сил, если мы открываем тайны наших нечистых мыслей св. мужам и своим духовникам.
Когда нападут вражеские помыслы и не в силах бороться, тогда должно сказать: “Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне”.
Прп. Амвросий Оптинский

Прозорливый иеросхимонах Иона Киевский не любил поспешности в исполнении или отправлении богослужения и чтения, называя это делом бесовским, “диавольским поспешением”.

Господь попускает диаволу пугать или нападать видимо (воочию) лишь на христиан, уже возросших и окрепших духовно, для их совершенства в духовной борьбе. Всем новоначальным в духовной жизни диаволу не дано открываться видимым образом. Но подвижникам благочестия и святым приходится от него терпеть. Как говорят нам св. Отцы, существуют три ступени касания темной силы к человеку. Первая ступень — пробуждение в душе человеческой тех или иных страстей, склонности ко греху, приражения разных пристрастий — тоски, страха, ненависти и т. п. Если не успевает в этом темная сила и человек успешно борется со всеми этими приражениями, то темная сила начинает нападать на человека через посредство окружающих его людей, возбуждая в них недовольство, вражду и неприязнь к подвижнику благочестия. Вооружает против него и его близких, которые начинают донимать его побуждением отступить от праведного пути. Если в этом не будет удачи у темной силы или подвижник живет в уединении, то темной силе бывает попущено открыто являться подвижнику и запугивать его разнообразными страхованиями. При этом для более сильных духом подвижников попускается и физическое нападение на них темных сил. Так, например, был избит бесами Прп. Антоний Великий. Во всей этой борьбе закаляется сила духа святых и подвижников и уготовляются им победные венцы.

Помыслы всевает враг. Тут противодействующее значение имеет святыня, которой подвижник всегда должен себя ограждать: это крестное знамение, св. вода, св. елей и т. п. Хорошо действует также гнев на врага, заклинание и полное пренебрежение его кознями... Все благодатные средства о. Герман считал данными от Бога врачеванием и утешением, к которым нужно прибегать постоянно, потому что было бы странно иметь в руках такое духовное богатство и не пользоваться им.

Когда диавол в сердце нашем, то все душу раздражает, ко всякому добру чувствует отвращение; слова и поступки других в отношении к себе криво толкует и видит в них злоумышление против себя... Когда приближается к душе нашей Господь или Ангел мира, тогда душа наша мирствует, на все, все смотрит радостно: на согрешающих снисходительно, на обижающих — необидчиво.
Не удостаивай врагов твоих на молитве не только беседы, ниже слова, ниже воззрения.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Самый злой из всех духов — дух упорства. Это настоящий сатанинский дух.
Свт. Феофан Затворник

Такова общая участь праведных: и добрые дела их перетолковываются в дурную сторону и служат к их же порицанию.
Ежели бы отец ваш и препятствовать вздумал вам идти в монастырь (по наущению диавола), то, кажется, довольно говорено с тобою, что таковый отец несть уже отец, но ратник против душевного спасения вашего.
Прп. старец Моисей Оптинский

Любовь Божия отгоняет демонов от души.
Прп. Антоний Великий

Мечтания — прием искушении диавольских.
Св. Исихий Иерусалимский

Помыслы, всеянные сатаною, кажутся нам своими вследствие соуслаждения ими души. Св. Диодох

Похвала человеческая и угождение телу — начало склонения к диаволу.
Св. Марк Подвижник

Избавиться от невидимого врага и победить его можно тремя добродетелями: покаянием, слезами и милостынею.
Владимир Мономах

Касательно сетей вражеских, то они при исповеди духовному отцу все разрушаются.
Иеромонах Арсений Афонский

Подвиги свои и дары Божии мы должны тщательно хранить от взоров людей, а иначе враг похитит, а наиболее всего, как геенского огня, должно опасаться той мысли, что мы проводим богоугодную жизнь.
Иеромонах Арсений Афонский

Если станешь отрицать бытие злых духов, оно неизбежно приведет к отрицанию тайны грехопадения, а следовательно, и тайны искупления... Ни один догмат не отрицается с такою настойчивостью, как догмат о злых духах... Для христианина всего важнее, что мысль о влиянии злых духов на человека подтверждали Иисус Христос и св. Его апостолы.

Когда бесы “вопияли из одержимых ими”, называя Спасителя Сыном Божиим, Господь повелел им замолчать. Ибо не благоволил, чтобы Истина проповедовалась нечистыми устами.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Кто же думает, что он зрячий и видит духовно, что он может идти самостоятельно, без духовного руководителя, тот самый слепой из слепых, тот в обольщении, то есть в прелести.

Св. Отцы говорят, что враг человеческий особенно ненавидит милосердие.
Не даем ли мы в себе дорогу злым духам, когда страстно желаем земного, когда прогибаемся к желаниям временного?

Митрополит Филарет Московский советует, еще не вставая с постели, прочесть тотчас же несколько кратких молитв для освящения дня. Такими молитвами мы сразу же отгоняем того лукавого духа, который всегда стережет наше; пробуждение.

Демон хотя бы и говорил что-нибудь здравое, верить ему не следует.
Свт. Иоанн Златоуст

Диавол учиняет два зла: вовлекает в грех и удерживает от покаяния.
Молитва против врагов (видимых) происходит от диавола.
Отчаяние — самое сильное оружие диавола; корень, питательница и мать отчаяния — беспечность.
Не предаваться отчаянию — оружие против диавола.
Где пляска, там и диавол. Пляски не должны быть допускаемы.
Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом.
Свт. Иоанн Златоуст

Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление; им разрушаются все его сети. Есть монахи исправно живущие, но об откровении помыслов, о старчестве они ничего не знают, потому без старчества во многих монастырях осталась только одна форма монашеского жития, одна внешность.
Призывание имени Божия обессиливает бесов. Они творят и мир в сердце на краткое время, чтобы отклонить призывание имени Божия.
Прп. Варсануфий Великий

Демоны и в одном слове незаметно могут устроить сеть, если найдут кого слушающего с охотою.
Воля, от демонов влагаемая, есть самооправдание и самоуверенность.
Демоны внушают злые помыслы против других.
Демоны одно и то же сновидение представляют иногда до трех раз, чтобы ввести человека в заблуждение поверить им.
Запрещать демонам есть дело мужей великих, имеющих над ними власть.
Диавол может представлять во сне монастыри и церкви и иногда предвещает будущее.
Не должно удивляться, если демоны после получения дарований Божиих воздвигают в человеке страсти.
Диавол возбуждает иногда к молитве и псалмопению.
Диавол воздвигает брань, склоняющую человека к многоядению, чтобы через то расслабить его.

Диавол по зависти искушает ночными мечтаниями.
Ответов и гласа святых Отцов боятся и бегают демоны.
Самого сатану проклинающий, проклинает себя, если творит дела его.
Через самооправдание диавол влагает в человека злые мысли и делает его соблазном для других: оно рождается от нерадения и тщеславия.
Добру сопротивляется скорбь по зависти диавола.

В рассуждении тяжких грехов вы имеете над собою власть. А этими малыми грехами как неважными каждый пренебрегает, думая, что о них не спросят. Но ими-то и увлекает нас диавол, ибо делает, что каждый из нас пренебрегает ими как ничего не значущими.
Прп. Ефрем Сирин

Откладывать Крещение внушает диавол.

Иногда одно презрение прогоняет невидимого врага, а сопротивление только размножает его и раздражает.
В монастырях диавол хитрее и строже стережет грешников, нежели в миру.
Прп. Нифонт

Слово Божие есть сила, побеждающая диавола: оно укрепляло всех святых в подвиге земного жития их, в борьбе со страстями, с миром и Диаволом; словом Божиим и Сам Христос Бог, яко человек, победил диавола при искушении в пустыне. Словом Божиим и мы можем победить невидимых супостатов и всех видимых врагов.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Если мы не соглашаемся с влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим.
Прп. Серафим Саровский

Демоны не могут произносить спасительного имени — Иисус. Точно так же никак не могут ухитриться показать правильное изображение креста и тем паче распятие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Из “Афонского листка”

Необходимо терпение, потому что против молитвенного навыка восстает диавол всеми своими силами и средствами, приносит разные искушения...
Старец Паисий Афонский

Различай в себе духа животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые — тебе благо, легко; когда на сердце спокойно и радость — тогда в тебе дух благий. Дух Святой; а когда в тебе недобрые мысли или недобрые сердечные движения, тогда — худо, тяжело; когда ты внутренне смущен — тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения. По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда — дух злой.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву. Против невидимого диавола — невидимый Бог, против крепкого — Крепчайший.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Мыслить какое бы ни было зло есть диавольское дело.
Многоразличны тесноты пути узкого: хочешь молиться — теснит враг духовно и физически; хочешь переписать духовное наставление — теснит леность; везде тесноты.

Враг действует иногда через злых людей: через гордецов — унижением и презрением; через изуверов — неверием, вольномыслием и кощунством над святыней веры; через зверонравных повелителей — тиранством и мучением; посредством чревоугодников — прельщением к лакомству , объядению и опьянению (тут, впрочем, имеет поползновение плоть наша); через распутных — склонением к разврату или потере целомудрия; через воров — похищением нашей собственности, опечаливает нас через ненавистников и завистников; через жесткосердных лишает нас пищи, одежды, жилища; через всех и все земное (по попущению Божию) он, как князь мира сего, князь власти воздушной, действует на род человеческий к его озлоблению и привлечению на свою сторону, употребляя для этого разные об-стоятельства и тесноту.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Хотя ты без меры грешен, а все молись. Диавол будет тебе представлять лицо Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слова Спасителя: “Грядущего ко мне не иждену вон”.
Прилепление к вещи и к плоти есть ложь, обольщение бесовское и воля диавольская.

Чем кто благочестивее, на того тем более диавол понуждает нас озлобляться.
Не садись за стол с возмущением какою-либо страстью духом, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питие, в болезнь, а не в здравие, ибо враг через все коварствует и ищет повредить человеку. Садись за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питьем будет тебе во благо и во здравие.

Когда враг гнездится в душе, тогда надо более молчать (даже не говорить в это время св. поучения), ибо тогда мы недостойны слова, которое есть дар Слова Ипостасного. Прогони врага, водвори мир в сердце и тогда говори.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Уныние — грех и дело диавола. Бесплотные враги во время молитвы и вне молитвы внушают людям скверные, лукавые и хульные помыслы, располагают к лености душу и тело, наводят сон, заставляют делать поблажку плоти — через неблаговременное сидение, преклонение к стене или какой-либо вещи и проч... Они внушают брезгливость и гнушение всеми или наводят на человека боязнь людей или чего-то неопределенного.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Даже самое Слово Божие диавол старается всеми мерами растлить через сложные мудрования человеческие и через это лишить людей света истины Божией и спасения души, как это делал и делает через разные ереси. Так он растлевает и искажает Слово Божие и души человеческие ложными мудрованиями католиков, лютеран, англиканцев.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Вся прелесть греха, прелесть диавола заключается в том, чтобы отвлечь умы и сердца христиан от небес и небесного отечества, от святости и нетления уготованных нам благ и привязать, приковать к земле и к земным радостям и развлечениям, к земной любви, к тлену земному.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Так как для победы над диаволом необходимо чтение Слова Божия, то поэтому душеполезно совершать частое чтение Божественных заповедей и Священного Писания и пение псалмов и церковных песнопений с соблюдением правильного посещения церковных богослужений.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Смущаться своим недостоинством и под таким как бы благовидным предлогом уклоняться от спасительного Таинства — Причащения Св. Тела и Крови Христовых христианину, по мысли Прп. Серафима Саровского, не следует. Такое смущение от врага спасения.

Старец о. Амвросий Оптинский советовал при кознях вражеских и человеческих прибегать к псалмам св. пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно читать псалмы 3, 53, 58, 142. Выбирать из этих псалмов приличные к скорби и почасту прочитывать их, обращаясь к Богу с верою и смирением.

Диавол более всего старается внушить нам кичливое мнение о нашем достоинстве, дабы мы, возгордившись, уподобились ему — только в этом он не завидует нам!

Нет злее помысла, как помысл самомнения. Он прямо нападает на чувство сокрушения и охлаждает его.

Самодовольство и самооправдание — это пагубная прелесть, в которой враг успевает задерживать очень многих и не совсем худых людей. Вторая прелесть — это смотреть только на одни дела правые, скрывая от себя самого грехи свои, и в делах правых смотреть на внешнюю их сторону, не обращая внимания на внутренние чувства и расположения, с какими они (добрые дела) совершаются (по тщеславию, из человекоугодия, из-за выгоды и т.п.).
Свт. Феофан Затворник

Когда подступит враг и начнет трубить в сердце вашем пред вами, что вы не то что другие: то и то хорошо делаете — возьмите вы себя и начните водить по всем худым делам своим, толкуя себе: а кто это сделал? А это кто? А это кто?
Иногда враг спасения начнет разжигать тебя г на излишние подвиги: или на большой пост, или на долгие молитвы, или на уединение, или на Другое что сверх меры, которую мы сами себе положили в начертании порядка духовной жизни своей. Чрезмерности сии всегда расслабляют силы, расстраивают порядок и наводят смятение, в котором врагу легко уже одолеть будет тебя.
Ты за Бога, а враг за тебя? Знать, больно хорошо Царство-то небесное, что в него подобает; внити многими скорбями.
Старец Иоанн Троицкий

Какое тебе до кого дело? Бес обык влачить: твой глупый ум по чужим делам, а ты теряешь; драгоценное время, употребляя оное на пагубу себе.
Старец Арсений Афонский

Все видимое и воображаемое нами мирское — прелесть бесовская, ловушка, западня. Едва-едва кто не попадет в эту западню — почти все там.
Старец Арсений Афонский

Обаче горе человеку тому, имже соблазн при- ходит. Соблазн сеется диаволом, но воспринимается, питается и возвращается человеком, имеющим дурную и испорченную волю, о котором Христос в Евангелии и сетует как о слуге диавола.
Евфимий Зигабен

Украшение тела — диавольское изобретение.
Сщмч. Киприан Карфагенский

Одним из признаков прелести св. Отцы считают таковое состояние, когда человек смеется на молитве.

Диавол — хитрец: разными способами в каждого из нас влил свои отравы и кознями своими запинает каждого. Иной пост соблюдает, но отдает себя во власть соперничеству и зависти. Иной опять воздержался от непристойного пожелания, но связан тщеславием. Другой преуспел во бдении, но запутался в сетях клеветы. Иной удаляется от клеветы, но исполнен неподчинения и прекословия. Иной воздерживается от снедей, но тонет в гордости и высокомерии. Иной неутомим в молитвах, но уступает над собою верх раздражительности и гневу. Иной успел в чем-нибудь малом — и превозносится уже над теми, которые нерадивее его... Наружно мы смиренномудрствуем, а в сердце домогаемся почестей, по видимости мы нестяжательны, а в самом деле преобладает нами любостяжательность; на словах мы нестяжательны, а мысленно заняты многостяжанием.
Прп. Ефрем Сирин
если враг — скажу для примера — возбуждает к чревоугодию, нападаем на него постом.

Если раздражает похоть к женщине, употребим в дело терпение, преодолеем чувство. Если побуждает нас к гневу, вооружимся миром. Если доводит нас до раздражения, возьмемся за кротость. Если воспомянет в нас ненависть, прилепимся к любви. Если подстрекает к исканию почести, покажем унижение. Если подстрекает к исканию славы, возьмемся за свою незначительность. Если мечтательно ведет на высоту, преднапишем пред собою смирение Господа. Если побуждает к соперничеству с братом, помыслим о падении Каина, а если к зависти — о погибели Исава. Если располагает к клевете, оградим себя молчанием.
Прп. Ефрем Сирин

Все самые тяжкие скорби и несчастия переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания и мучения людей — сатана пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.

О хитрости бесовской: Диавол, внушая нам гостеприимство и дружелюбие с посещающими нас, располагает нас вкушать с братиями пищу и питие, делая нас рабами чреву, и питает в нас сластолюбие и похоти. Других располагает он к подаянию милостыни, к щедрости, благотворительности, а через сие возбуждает в них любовь к деньгам и любостяжание. Иных, представляя им в привлекательном виде полезное служение в обществе, склоняет оставлять уединенную жизнь как бесполезную, а других располагает к обращению с мирскими людьми, иногда даже как будто уже достигших бесстрастия, к неосторожному обхождению с женщинами и таким образом соделывает несчастных рабами страстей и похоти. Иных, оставляя в спокойствии, насыщает гордостью и потом легко низвергает в погибель.
Прп. Арсений Великий

Как мученики страдали от людей, так и эти добрые души от действия на них лукавых духов терпят мучения скорбей, и чем больше понесли скорбей от сопротивника, тем паче не только в будущем получат от Бога большую славу, но и здесь сподобляются утешений Благого Духа.

У нечистых духов, без сомнения, столько же занятий, сколько и между людьми. Некоторые из них бывают обольстители и мутники, постоянно занимая известные места или пути, не увеселяются мучением тех мимо проходящих, которых могли бы уловить в сеть, а, довольствуясь только насмешкою и озорством, стараются скорее обеспокоить их, нежели навредить; но иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела тех, в которых вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, какие описаны в Евангелии (Мф. 8, 28)... Иные, насыщая сердце одержимых ими. гордостью, внушают казаться то величавыми, тщеславными великанами, то униженными, льстивыми, то знаменитыми (достойными внимания всех), то показать, что они поклоном отдают почтение и другие действия совершают гордо или униженно. Иные стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство.
Прп. Кассиан Римлянин

Бывают у демонов передачи и преемства, когда кто из них изнеможет в брани, не успевши привести в движение любимой своей страсти. Сделавши над этим наблюдение, я нашел следующее" когда какой-нибудь страсти помыслы долгое время редко приходят к нам, а потом она вдруг нечаянно придет в движение и начинает жечь, тогда как мы никакого не придавали повода к тому каким-либо нерадением, тогда ведайте, что за вас взялся злейший прежнего демон и, заняв место отбывшего, исполнил своим злом... Ибо чем более успевает душа, тем сильнейшие наступают на нее противоборцы. Не думаю, чтобы при ней всегда пребывали одни и те же бесы.
Монах Евагрий

Диавол под благовидным предлогом уготовляет погибель не только тем, кто неискусен по своей лености или по небрежению распознать сети диавольские, но и тем, кто из тщеславия принимает внушения диавольские за свои и тем гордится. Так враг хочет, чтобы служили и угождали ему и самыми добрыми делами, ибо он изворотлив в кознях.

Этот ответ просмотрели 2458 раз.