НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Алтайская митрополия»
21.02.2007

Спрашивает: Елена Трифонова

Господь посреди нас! Читаются ли акафисты в Великий пост? Мне сделали замечание,что в это время читать акафисты нельзя! А я не верю,ведь столько кривотолков вокруг! А акафист “Страстям Христовым” как же?! Спаси Вас Господи.С низким поклоном.
21.02.2007

Отвечает: Иерей Владимир Матусов.

Здравствуйте, Елена!

Для разрешения подобного рода вопросов обращаются обычно к церковному уставу, однако богослужебный устав дает указания относительно одного лишь Акафиста Пресвятой Богородице и предписывает петь его на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5-й седмицы Великого поста). Другие акафисты не упоминаются уставом. Связанно это с тем, что акафист, как самостоятельный гимн вошел в церковное употребление уже после формирования устава. Первый акафист ко Пресвятей Богородице, появившийся, вероятнее всего, в VI или первой половине VII века, был разновидностью кондака канона (т.е. частью другого гимна). Слово акафист означает «неседален», то есть гимн, при пении которого не сидят.

Акафист Пресвятой Богородице долгое время оставался единственным в своем роде. На исходе византийской эпохи стали появляться гимны, построенные по формальной схеме Акафиста Пресвятой Богородице, которые именовались как «Икосы, подобни Акафисту». Вероятно, в XIII веке был составлен акафист Иисусу Сладчайшему. Частым и многочисленным повторением имени Иисусова он напоминает Иисусову молитву. Его появление связывают с афонским монашеством и практикой исихазма. Затем, в XIV веке, акафисты составляют Константинопольские Патриархи Исидор Бухирас (1341-1349) и Филофей Коккин (1353-1354).

Ныне акафисты (кроме упомянутого и некоторых других) не употребляются в общественном богослужении, однако стали неотъемлемой частью частного богослужения – они поются (или читаются) на молебнах, а также келейно. Во многих наших храмах и обителях существует традиция петь акафисты по определенным дням седмицы.

Что же касается чтения акафистов Великим Постом, то разумно рассудить следующим образом. Всем укладом жизни во время Поста Церковь поучает нас, что во внутреннем храме нашей кающейся души должно быть место не радости и торжеству, а одному только смирению и скорби, сетованию о грехах. Однако день Воскресный и во время постов остается праздничным и чуждым всякой скорби. Поэтому дням седьмичным Великого Поста приличествует чтение Псалтири, которая преимущественно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа, в дни же Воскресные можно при желании прочитать и акафист.

Этот ответ просмотрели 940 раз.