НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»
26.10.2013

Спрашивает:

Здравствуйте.
Что такое псалмы,когда и как их читать?
27.10.2013

Уважаемый Читатель!

Псалмы (псалом на греч. ψαλμος – хвалебная песнь, от слова φάλλω – пою, так как псалмы пелись на музыкальных инструментах, мн. число псалмой – ψαλμοί, на иврите – тхиллим, буквально славословия) – священные молитвенные песни, написанные по преимуществу пророком Давидом (X век до Р.Х.) и собранные в одну книгу, называемую Псалтирь. Псалтирь – часть Библии. Всего в Псалтирь входит 150 псалмов.

Афанасий Александрийский († 373 г.) в работе "Об истолковании псалмов" пишет об исцелении души благодаря воспеванию псалмов. При этом он не ограничивается только словесным содержанием Псалтири. В его сознании, как практически и в сознании всего христианского мира, псалмы неразрывно связаны со специфическими ритмо-мелодическими структурами. Это особый жанр гимнографии, ибо псалмы не читаются, но поются особым образом. Мелодическое исполнение псалмов своей напевностью и гармоничностью воздействует на души поющих и слушающих, приводя их в умиротворенное блаженное состояние. Музыкальность псалмов способствует отрешению души от обыденных чувств, страстей, переживаний и ориентирует ее на достижение христианского идеала – спасения для вечного блаженства.

 Известный христианский подвижник IV века Ефрем Сирин так достохвально пишет о псалмах: "Псалом – отгнание демонов. Псалом – оружие против страха ночного. Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев. Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами".

Утреннее и вечернее богослужение Церкви развилось вокруг некоторых псалмов или групп псалмов. На утрени это 62 псалом (утренний) а на вечерне – «вечерний» или – 140 псалом. К ним можно прибавить «хвалитные» псалмы (148, 149, 150) на утрени и «светильничные» (14, 141, 116, 129) на вечерне. Эти псалмы до сих пор составляют скелет неизменных частей суточных служб.

Предначинательный псалом – 103 псалом, который поется или читается в начале вечерни. Посвящен прославлению красоты тварного мира и величия Создателя.

Непорочны – понятие православной гимнографии, обозначающее важный для богослужения 118-й псалом по его словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни...».

Некоторые псалмы, употребляемые на Богослужениях

Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

Вечерня: Предначинательный: 103, "Блажен муж": 1. На "Господи, воззвах": 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (Только Великим Постом). Певечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.

Перед причащением: 22, 33, 115. Литургия: 102, 145.

Погребение: 118. Молебны: о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

"Всех псалмов сто пятьдесят. Некоторые думают, что все они принадлежат блаженному Давиду. Но на это нет указаний. Ибо хотя все псалмы известны под именем Давидовых, однако же в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Ибо Давидом избраны были четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им (1Пар. 25:7). Посему, встречаются псалмы этих четырех начальников, как видно из надписаний.

И когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; тогда означается, что они воспевают псалом, т. е. сыны Кореовы, Эфам, Асаф и Эман. Когда сказано: псалом Асафов, тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом. И когда говорится: псалом Идифумов, тогда значит, что воспевает его сам Идифум. Когда говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом Давиду, тогда значит, что другими изрекается о Давиде.

Всех псалмов сто пятьдесят. Из них семьдесят два суть Давидовы, девять Давиду, двенадцать Асафовы, двенадцать сыном Кореовым, один Идифумов, один Эфамов, один Эманов, один Соломонов, два Аггея и Захарии, ненадписанных тридцать девять и один Моисеев. Всех сто пятьдесят.

 Посему, должно вникнуть в таинственную причину, по которой, когда певцы различны и псалмы не все Давидовы, все они приписаны Давиду. И мы прейдем этого в молчании. Надписание это сделано потому, что сам Давид был тому причиною. Он избрал певцов; и потому, как учредитель, уподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду".

Св. Афанаcий Великий
 

Этот ответ просмотрели 1558 раз.