НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает:

Здравствуйте? Правда ли, что святые говорили, что в России будет монархия?

Уважаемый Читатель!

 В России среди православных христиан чрезвычайно распространено мнение о том, что монархия является единственной угодной Богу формой правления, а самодержавие – единственным согласным с Божественной волей политическим режимом. Поскольку слово Божье прямо говорит нам, что «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Послание к Римлянам, глава 13,стих 1, причем по толкованию святителя Иоанна Златоуста, это сказано святым апостолом о власти вообще), постольку прямых аргументов из Священного Писания в пользу точки зрения о богоугодности исключительно монархии и самодержавия их сторонники предложить, как правило, не могут (напротив, в с Священном Писании при желании можно найти противоположные аргументы – например, похвалу Римской Республике в главе 8 Первой книги Маккавейской). Равным образом, они, как правило, не могут найти соответствующие аргументы и в решениях Святых Соборов и иных церковных правилах (ибо вопрос о форме правления и политическом режиме не является ни догматическим, ни каноническим). Поэтому для доказательства своей точки зрения сторонники монархии и самодержавия обычно приводят высказывания православных святых, стремясь доказать что практически все православные святые поддерживали исключительно монархическую форму правления и самодержавную государственную власть.

 В качестве подобного рода доказательств обычно приводятся высказывания русских святых XIX- начала XX веков – святителей Филарета Московского, Феофана (Затворника), Игнатия (Брянчанинова), священномученика Владимира Киевского, Макария Невского; а также святого праведного Иоанна Кронштадтского. Приведем примеры подобного рода высказываний:

«Бог по образцу Своего небесного единоначалия устроил на земле царя, по образцу Своего вседержительства – царя самодержавного, по образцу Своего царства непреходящего … - царя наследственного» (святитель Филарет, Митрополит Московский).

«Общество – тело, под главою – Государем» (святитель Феофан Затворник).

«В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно» (Святитель Игнатий Брянчанинов).

 «Один Бог на небе и один Царь на земле» (Святитель Макарий Невский).

«Царь как получивший Царскую державу от Самого Бога есть и должен быть самодержавен» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

 Что же касается святых, просиявших в иных православных странах, то нередко приводится высказывание святителя Григория Богослова («Цари ! Горнее принадлежит Богу а дольнее и вам; будьте же, скажу смелое слово, богами для своих подданых»), святого Исидора Пелусиота («Церковь же исконно понимала, что царская власть установлена Богом»); а также сербского Святителя Николая (Велимировича), восхвалявшего святого страстотерпца царя Николая Александровича.

 Прежде чем разобрать указанные высказывания приведем ряд высказываний святых, свидетельствующих о том, что святые могли ошибаться:

 Святитель Марк Ефесский: “Человеку, хотя бы он и достиг верха святости, невозможно не погрешать, и особенно в таких предметах, о которых не было дано отцами общего, соборного решения ”.

 Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский: "Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих отцов частью неточно выражаться, частью говорить по применению к обстоятельствам, … а иное и по человеческому неведению, которому подпали и они."

 Святитель Василий Великий: “должно писаниями поверять то, что говорят учители и согласное с писанием принимать, а несогласное отвергать и всячески отвращаться тех, которые держатся такого учения” (о творениях св. Григория Чудотворца). … Не все хвалю у Дионисия, иное же и вовсе отметаю" (о св. Дионисии Александрийском).

 Думаю, для развенчания мифа о том, что святые не могут ошибаться, сказано достаточно.

 Однако это вовсе не означает, что все упомянутые выше святые ошибались. Во-первых, и из самих цитат и из контекста, в которых они даются в источниках, как представляется, видно, что, к примеру, святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) говорили не об обществе и о России вообще, но о современных им российском обществе и государстве. Так же и святитель Макарий Невский прибавляет к упомянутой выше фразе «Один Бог на небе и один Царь на земле» слова «Так думал и говорил искони русский народ», выражая этим то, что данная фраза есть выражение народной мысли, но никак не истины в последней инстанции (иначе пришлось бы отвергать, к примеру, очевидный исторический факт одновременного существования двух и более православных царей в различных странах). Более того, в тех исторических условиях процитированные высказывания соответствовали действительности. Но это было именно в тех условиях.

 Однако, как же быть с цитатами из святителя Филарета Московского и священномученика Владимира Киевского, вроде бы утверждающими исключительность царской власти? Как быть со словами святого Иоанна Кронштадтского о её самодержавности?

 На этот вопрос можно ответить словами Послания Святителя Тихона, Патриарха Московского, написанного в октябре 1919 года. «Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение» - гласит послание. Кто-то может счесть, что такие слова Святителя Тихона были вынужденными и не могут отражать позицию Церкви. Что ж, прибавим к словам Святителя Тихона слова Святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, который писал: «Тип государственного устройства не предопределён Богом, а устанавливается людьми в соответствии с их собственным опытом». Наконец, обратимся к опыту жизни новомучеников Российских. Ужели, к примеру, священномученика Константина Сухова, которому в вину было вменено организация крестного хода и молебна «по поводу протеста против разгона Учредительного Собрания в Петрограде» (напомним, сугубо республиканского органа), мы можем упрекнуть в маловерии? Ужели мы, православные, можем упрекнуть расстрелянного сразу после совершения Божественной Литургии священномученика, в том что он не был достоин стоять у Святого Престола?

 Что же касается святых, действовавших на православном Востоке, то сугубо признавая, что царская власть (как и вообще власть) установлена от Бога, помня, что Священное Писание называет богами и людей (Псалом 81, стих 6; Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 34-35), преклоняясь перед высочайшим подвигом Святых Царственных Страстотерпцев, нельзя забывать, к примеру, и о том, что святитель Иоанн (Максимович) в своей книге «Илиотропион» писал что «цари, часто бывают людьми, действующими не по закону Божьему и гражданскому и здравому разуму, но по своим замыслам, (страстям) и по своему безрассудному произволу, не испрашивают у Господа Бога себе Его благословения и просвещения своего ума, надеются на свой разум и собственные силы, и думают о себе, что они - древние исполины, могущие и горы перевернуть - а поэтому бывает в делах как общественных, так семейных и частных - пагуба и неустройство со вредом и разорением весьма многих лиц», Нельзя забывать также и о том, что святой праведный Феодор (Ушаков) собственноручно разрабатывал конституцию первого в новой истории республиканского греческого государства – Республики Семи Островов; что священномученик Иоанн (Поммер) будучи депутатом республиканского парламента Латвии не только говорил «я исполняю и буду исполнять обязанности архиерея и депутата, несмотря на злобное рычание и скрежет зубов», наконец, что ревностный почитатель святого царя Николая Александровича сербский святитель Николай (Велимирович) написал о демократии следующие прекрасные слова:

«Демократии, как древние, так и современные, возникли как лекарства от тирании... Однако и при демократии свобода для всех не гарантируется. Как стул не может устоять на одной ножке, так и свобода в одиночку не может устоять. Чтобы удержаться, нужны ещё две вещи, а именно, истина и милость (собственно говоря, любовь если бы смели употреблять это слово нынче)... В современной демократии имеются две другие "ножки" но в этом мало толку, потому что они коротки и болтаются в воздухе... Свобода христианских народов не связана с почитанием Бога... Истинная вера христианская не признаётся защитницей демократии.... Многие представители современной демократии не чувствуют обязательств по отношению к вере... Таким образом, Бог оскорблен, а современная свобода обесчещена и повреждена без поддержки истины... Такая свобода, как и всякая святыня, мстит за себя. Свобода мстит таким образом, что бежит от общества людей, которые лишают её истины и милости, а её место занимает ненавистная диктатура и тирания. Познайте истину и истина вас освободит ... Если бы это Откровение дошло до Демосфена он бы по-другому защищал демократию... Чем больше свободы, тем больше должно быть личное служение и личная ответственность".

 В.В.Балытников

Этот ответ просмотрели 3573 раз.