НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Исповедь и Причастие

Таинства Исповеди и Причастия

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»

Спрашивает: Неонилла

О смирении. Я поняла, что жить во смирении это: и радости, и горести, и вообще жизнь воспринимать просто, как должное, все терпеть, не унывать. Но… собственная воля! Жизнь ведь можно строить по собственной воле? Иной раз надо пойти против течения, чтобы не закопать свой талант, данный Богом. А как же смирение? Везде ли нужно смирение? Или смирение должно быть с умом? Ведь потакание, например, прихотям и капризам своего дитяти тоже смиренное поведение. Или нет? Или смиренно жить - это хоть и с собственной воле, но не против воли Божией? Об исповеди. Когда пишу исповедь, вспоминаю свои поступки, волнуюсь, стыжусь. Некоторые вопросы сомнительные – грех это или нет. В конце концов получается несколько строчек общих слов, почти одинаковых от одной исповеди к другой. Исповедь на следующий день утром. В храме очередь, все проходит автоматически, покаянное чувство было вчера. И я, хоть со страхом, но иду на Причастие. А можно ли? Ведь покаянное чувство было вчера! Ведь я покаялась в своих грехах и опять то же самое сделала (может только в другом месте). Я полна желания измениться, но чувствую, что моя греховная суть - что камень. И, наверное, я даже не замечу, уменьшился ли этот камень. Я знаю, что к новой исповеди я опять найду в себе те же грехи. Тем более, что я во многих грехах сомневаюсь (не могу понять грех или нет). Что делать? Об осуждении. Я осуждаю, например: пьянство, наркоманию, порнографию и т. д. Осуждаю, поэтому не принимаю, поэтому живу по-другому. А нужно не осуждать. Но если я не осуждаю вслух, я осуждаю молча, т. е. и осуждаю, и лукавлю. Я учу внука, например: водку пить плохо – ему не понятно, почему плохо. Но если "водку пить плохо, потому что плохой дядя, который лежит в луже, пил водку"? Это уже понятно ребенку, но это уже осуждение? Все воспитание ребенка зачастую получается с указанием плохих примеров, т. е. с осуждением. Или еще такая ситуация: один молодой человек бъет другого, пинает его прямо в лицо. Можно его осудить, со злостью наброситься на него, побить, отогнать. А можно не осудить и равнодушно пройти мимо. Как же быть? Что такое равнодушие? Это холодное сердце, сдержанность? Это отсутствие осуждения? О лукавстве. Мы в мирской жизни пользуемся достижениями современной цивилизации: техникой, одеждой, используем кремы, краски, шампуни и т. д. В храм мы идем ненакрашенные, в платках, юбках. Во время Великого поста – в темном. Выйдя же из храма, мы ничем не отличаемся от других людей. Это лукавство? Грех? Нужно, конечно, учитывать, что рядом близкие, которых можно отпугнуть своим видом, но как самим не потеряться? О молитве. Молитва у меня холодная, редко доходит до сердца как дома, так и в храме. Но читаю каждый день утреннее и вечернее правило (редко пропускаю). Святые отцы пишут, что такая молитва – грех. Т. е. получается, что каждый день утром и вечером я прогневляю Бога! Это ведь страшно! Вот уже 6 лет подряд одно и то же! Я бессильна зажечь свое сердце. Из всего правила всего несколько молитв я иногда прочитываю с душой. Что делать? Я не хочу гневить Бога своими молитвами. О духовнике. Я понимаю, как священникам трудно. Их мало, работы много, у всех прихожан море проблем. Но без духовника невозможно. Идешь, как слепой. На возникающие вопросы сам себе ищешь ответы, возможно, неправильные. Или спрашиваешь любого батюшку, который бежит (именно бежит) мимо. А тут и проблема – не до конца вопрос прояснил. Спросишь другого, а у другого ответ совсем другой. Да и махнешь рукой и поступаешь, как больше нравится. Как правильно поступать? О гневе. Это не всегда грех, наверное, т. к. он бывает справедливый. Например: сын украл у соседей из погреба варенье. Мать так разгневалась, отлупила сына ремнем. Тот запомнил на всю жизнь и считает урок правильным. Где моя ошибка о гневе? Как судить, справедливый гнев или нет?

Здравствуйте, Неонилла. 1. Нет, не это смирение. Этак и грех начнем воспринимать как должное. Смирение — это способность все принимать с миром. Бог не отменяет нашу свободную волю, но ждет, чтобы мы направили ее к добру. Одно дело смирение, другое — смиренничество, потакание. Когда хулят Бога, мы не можем смиряться. 2. Надо стараться, чтобы покаянное чувство возникало не в момент, когда Вы сели писать исповедь. А все свои поступки всегда пытайтесь анализировать и каяться. Чувство раскаяния должно возникать чаще, тогда не будет такой черствости, это — наша внутренняя работа, к которой христианин должен себя постоянно понуждать. Если не имеем этого чувства, подходя ко Причастию, то по крайней мере надо себя укорять в этом, покаяться после на исповеди, не оставлять этого так, бороться. Бог невозможного от нас не требует. Не надо унывать, что наше сердце — камень, в одночасье человек измениться не может, требуется целожизненная работа над собой, борьба с внутренним злом. Если сомневаетесь, грех или нет — прямо спрашивайте у священника. 3. Осуждаем мы не человека, не образ Божий, а грехи, страсти, которые в нем, не путайте! Не стоит так формально ко всему подходить. Не пить водку грех, а упиваться ею! Вот с хорошим дядей случилось плохое потому, что не выпил, а упился. Вы не осудите немощного человека, но осудите страсть, грех. И выразите при этом любовь и сострадание к ближнему, попавшему в такое печальное положение. Многие наши беды — от крайностей, от неумеренности, потому избегайте ее в своих суждениях. Воспитывать же вообще лучше не на негативных примерах, а на примерах святых, подвижниках благочестия. 4. Опять в формализм впадаете. Когда человека бьют, убивают, христианин не может пройти равнодушно. Защитить одного человека от другого Вы считаете осуждением? 5. Христианином надо быть везде: и в храме, и дома, и на работе. Тогда не будет возникать таких вопросов, раздвоенности. 6. Не надо унывать, что молитва холодная: не все сразу, повторяю, чтобы молитва стала горячей, надо очень много потрудиться для этого. Вы же пока просто унываете. Поэтому, еще раз, имейте терпение. Надо себя постоянно понуждать и делать все, что в наших силах. То, что Вы не можете зажечь свое сердце, неудивительно, сердца зажигает Господь. Наше дело — трудиться для этого, сколько имеем сил. Даже если 60 лет молиться холодной молитвой, но просить Господа зажечь наконец сердце, то эти годы прожиты не зря. Трудиться нужно непрестанно, не рассуждая: угодно ли Господу или не угодно… Бесам только и угодно, чтобы Вы так размышляли вместо того, чтобы молиться. Не молиться нельзя. 7. Христианин должен всю свою жизнь искать волю Божию. Она открыта нам в заповедях. Но надо ее искать и в каждом конкретном случае. Это надо понимать, этого надо сильно желать. Об этом надо горячо молиться. И господь откроет нам ее либо через священника (который все-таки найдет для нас время), либо через духовную книгу, либо через благочестивого человека. 8. «Гневайтеся, но не согрешайте», — говорит псалмопевец Давид. Гневаемся мы не на образ Божий — человека как такового, а на поступок, недостойный его, на грех, на диавола. Наказывать по необходимости надо с любовью, дабы исправить, пресечь распространение зла, но ни в коем случае не со злобой.

Игумен Алексий.

Этот ответ просмотрели 2901 раз.