НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Исповедь и Причастие

Таинства Исповеди и Причастия

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Анжела

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, что такое "Первая исповедь", и как к ней подготовить моего ребенка. Мама сказала, что я должна сводить его к батюшке и чем-то причастить. Объясните пожалуйста, для чего все?

Уважаемая Анжела!

Правильно говорить, скорее, не о исповеди ребенка, а о духовническом окормлении ребенка. Исповедь и духовническое окормление это разные вещи. Исповедаться - значит рассказать о каких-то грехах. Если ты в путешествии (например, паломнической поездке по монастырям) и хочешь причаститься, нужно исповедаться. Это не глубокий анализ твоей души (право на такой анализ имеет лишь духовник, а из священников, случайно встретившихся, - святой старец). Это просто покаянный рассказ о том, как ты в эти дни, прошедшие с последней исповеди, не удержался на духовной высоте, соскользнул вниз. Духовническое окормление - это совсем другое! Напомню, что слово окормление не имеет ничего общего с кормлением, пищей. Оно происходит от слова корма, кормчий. Кормчий на корабле это рулевой, тот кто направляет судно к цели. Так и духовник направляет душу своего духовного чада по бушующим водам житейского моря к пристани Царства Небесного. Духовник, в идеале, должен быть у каждого христианина и, конечно, у ребенка тоже. Роль духовника с самого рождения ребенка исполняют родители. Они воспитывают ребенка, учат хорошему, предостерегают от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына или дочери авторитетом навсегда, даже когда этот ребенок сам станет взрослым. Но естественно, что с какого-то времени родители для взрослеющего ребенка не могут быть абсолютным авторитетом. Они не могут быть так компетентны в духовных вопросах, как, например, служитель Церкви. Даже если родители безусловно компетентны, то мнение священника - это мнение еще одного очень авторитетного человека.

И вот начиная с семилетнего (по современной практике) возраста ребенок начинает исповедоваться. Это не значит, что он говорит священнику на исповеди нечто, что утаил от родителей. От родителей в идеале не должно быть секретов в семь, да даже в 10 или 15 лет (хотя у ребенка есть право какие-то вопросы с родителями не обсуждать, а решать только с духовником). Ребенок начал исповедоваться - значит, что теперь он к своей жизни относится совершенно сознательно и ответственно. Священник помогает ему идти путем духовного роста, помогает исправиться, может даже наложить епитимью, дать какое-то послушание. Начиная исповедоваться, маленький человек должен прийти к пониманию, что поступки его (и добрые и злые) - не что-то случайное и малозначительное, но что в них осуществляется его личность. Эти поступки могут приближать к Богу, делать малыша сотрудником Божиим, могут от Бога и от вечности отлучать. С семи лет начинается постепенная передача ребенка из родительских рук в руки Церкви. Когда ребенок вырастет, мнение Церкви, какие бы прекрасные и умные его родители ни были, будет для него высшим мнением.

Первая исповедь - это важное событие в духовной жизни ребенка. Она может запомниться как момент подлинной встречи с милующей очистительной Божией любовью, а может стать неприятным действием, когда от тебя требуют быстрее рассказать о тайнах твоей души. Второе может произойти совсем не из-за малоопытности или нечуткости священника. Просто если вы приведете малыша на воскресную литургию, где в очереди на исповедь стоят до сотни, до двух сотен человек и для каждого у исповедующего священника есть 30 секунд, спешка священника явление вынужденное и неизбежное. Лучше всего заранее договориться со священником о встрече. Каждый батюшка какие-то дни проводит при храме. Он совершает требы, отвечает на вопросы приходящих и т.п. Вы можете договориться с ним и определить день и время, когда вы с ребенком придете. И прийти на исповедь днем в назначенное время. А потом, в ближайшее воскресенье, или хоть завтра, причастить малыша уже без исповеди.

Что касается священника, то у него есть опыт духовнического общения с детьми. К первой исповеди надо ребенка подготовить. Конечно, если вы регулярно ходите в храм, малыш знает, что наступит день, когда он начнет исповедоваться. Расскажите, что такое настоящее покаяние. Это не перечисление: соврал, смалодушничал, обидел, не послушался. Духовническое окормление - это лечение и воспитание души. Ты, скажите ребенку, стоишь перед самим Господом. А батюшка - назначенный от Бога свидетель твоего покаяния и духовный наставник. Священник даст совет, ободрит, засвидетельствует молитвой, что ты искренне каешься и хочешь исправляться. Покаяться - значит просить Бога о прощении и обещать всеми силами воздерживаться от греха в дальнейшем. Скажите, что вот раньше тебе помогали духовно расти мы: мама и папа, бабушка, дедушка. Но теперь ты уже не маленький ребенок. Ты ответственный за свои поступки христианин. Член Церкви. И теперь помогать в духовном твоем росте будет священник.

Посидите с ребенком и поговорите о том, что такое грех. Как он думает, в чем его грехи, в чем нужно каяться? Составьте вместе его первую исповедь. Скажите, что если у тебя есть что-то тайное, о чем мы, родители, не знаем, ты побоялся или постеснялся сказать, открой это священнику. От духовника ничего нельзя скрывать. Об этом никто не узнает, тайна исповеди священна. Еще очень важное! В чем будет ребенок каяться? Когда ко мне приходят восьмилетние дети и каются в гордости и тщеславии, я спрашиваю: а в чем твоя гордость проявляется? Ребенок молчит. Спрашиваю: что такое гордость? Молчит. Ясно, что эту исповедь ребенок подготовил вместе с мамой, она просто продиктовала, в чем ребенку нужно покаяться, а он эти грехи записал, не понимая. Важно помнить, что ребенок должен каяться в том, что он осознает как грех. А это возможно лишь при условии, что в семье очень четко будет определено что хорошо, а что плохо. Ребенок копирует родителей. И если он видит, что мама или папа никогда никого не осуждают, стараются помогать другим, не злятся, он будет знать, что так надо поступать и ему.

Очень важно чтобы у семьи было время обсудить (например, за вечерним чаем) какой-то поступок книжного героя, киногероя. Родители говорят, их ребенок молчит, слушает. И постепенно делает вывод, как правильно поступать в той или иной ситуации. Как найти духовника? Хотя это не относится прямо к нашей теме, но вопрос этот возникает у многих, многих он беспокоит. Как найти духовника - и взрослому, и ребенку? Хорошо, если у ребенка духовником будет тот батюшка, что окормляет родителей. Как найти духовника родителям? Это несложно. Вот вы начинаете церковную жизнь. Не спешите становиться духовной дочерью или сыном первого батюшки, у которого исповедались. Походите на службы, присмотритесь к священникам в храме, послушайте их проповеди. Съездите в другие храмы. Если сердце вдруг загорается, и вы видите, что вот этот священник отвечает на ваши тайные душевные вопросы, его мироощущение вам близко - подойдите к нему после службы и попросите о подробной исповеди или беседе. Священник назначит время, вы сможете прийти, пообщаться и решить, можете ли вы просить этого священника быть вашим духовным наставником. Когда я говорю "присмотреться" к священнику, послушать его проповеди, это не значит, что я предлагаю выбрать самого благообразного или симпатичного, или наделенного даром красноречия батюшку. Все священники равно благодатны и имеют от Бога власть духовничества. Просто в Церкви (так было и будет всегда) есть священники более строгие в вопросах церковной дисциплины, аскетизма, есть священники более мягкие. Естественно, что если вы хотите сделать в своей духовной жизни упор на аскетические и молитвенные подвиги: пост, длинное молитвенное правило, послушания и пр., вам лучше обратиться к священнику - монаху (это иеромонах, игумен, архимандрит). Если у вас семья, дети, то лучше выбрать женатого священника (священник иначе - иерей, протоиерей). Ллюбой священник (каким бы грозным или неприступным он не казался на вид) совершенно нормально отнесется к просьбе встретиться с ним в храме и поговорить. Так же нормально просить священника стать вашим духовником.

Ведь все, наверное, родители желают, чтобы их дети были счастливы. Православные родители знают, что только живя в Боге человек может быть истинно счастливым, то есть иметь в душе мир, любовь и радость, невзирая ни на какие внешние обстоятельства жизни. Как воспитать детей глубоко верующими людьми? Вера - это дар, поэтому, наверное, прежде всего надо много, очень много просить Бога даровать веру и родителям, и детям.

Затем: искренность и никакой лжи. Лучше пренебречь формой, но сохранить любовь. Только постоянно понуждающий себя к искреннему покаянию и исполнению заповедей родитель сможет найти нужные слова, которые дети услышат и примут. Детей надо много жалеть и много терпеть. Их надо учить бороться с искушениями.

И, конечно же, обязательно нужно ходить с детьми в храм и причащаться Святых Христовых Таин.

Помоги Вам Господь!

о. Константин (Пархоменко).

 

Этот ответ просмотрели 2497 раз.