НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Православные посты и праздники»

Спрашивает: Наталия, Волжск

Здравствуйте! Как пробудить душу, как заставить себя молиться, пост, это ведь не ограничение в пищи, а прежде всего пакаяние, вот как себя заставить сделать элементарное прочесть утренне и вечернее правило, одну главу из Святого Евангелия, без этого же пост воздержание в пищи, лишь диета, правда? Спаси Господи!

Уважаемая Наталия!

Пост является средством, используя которое человек может реально повлиять на состояние своей души. Потому что через воздержание от пищи, от развлечений, от различного рода соблазнов мы воспитываем свою волю, мы возвышаем свои чувства. Но другим особым способом воздействия на человеческую душу и средством возвышения души является молитва. Святитель Феофан Затворник, говоря о молитве, сказал: «Весь смысл молитвы в двух словах "Господи помилуй"». Когда мы упоминаем эти слова, нам кажется, что мы просим Господа не наказывать нас, однако слово «помилуй» имеет гораздо большее значение и более широкий смысл, чем только просьба о пощаде.

 

Конечно, обращаясь к Богу с просьбой помиловать, мы в том числе просим простить наши грехи, наши беззакония, нашу нечистоту. Но в слове «помилуй» есть и призыв излить на нас Свою милость. Бог не только способен нас казать за наши прегрешения, но Он по любви Своей дарует милость Свою, благодать Свою, силу Свою.

 

Если человек молится, то он по-настоящему религиозный человек. Если называет себя верующим и даже убежден в существовании Бога как Высшей силы, но если не обращается к Богу с молитвой, то такой верующий человек ― нерелигиозный человек. Иногда бывает даже так, что люди достаточно церковные перестают молиться. Настолько привыкают к своей церковности, что живая молитва как связь с Богом исчезает из жизни. Бывает, что даже некоторые священнослужители, совершая богослужения, зная наизусть молитвы, сердцем не молятся. Если человек перестает молиться, он перестает жить религиозной жизнью. Если же обращаемся к Богу, то значит чувствуем Его присутствие в нашей жизни, как древние пророки, о которых сказано, что они ходили перед лицом Божиим.

Что значит ходить перед лицом Божиим? Это означает чувствовать Божие присутствие, осознавать, что Бог рядом. А если Бог рядом, то как можно оскорблять Бога, как можно совершать то, что противно Богу? Если Бог рядом, то человек не только постоянно обращается к Нему, но старается жизнь свою строить так, чтобы Божественные очи, взирая на Него, были всегда исполнены милостию и любовью.

А как же научиться молитве тем, кто не умеет молиться? Сегодня много людей приходит в храмы, обращается к Богу, но не все умеют молиться. Есть обстоятельства, в которых молятся даже люди маловерующие ― когда мы попадаем в тяжкие жизненные обстоятельства. Как говорят участники войны, с молитвой в атаку даже безбожники поднимались. Когда возникает отчаяние и осознание невозможности собственными силами преодолеть трудности, то тогда человек слова молитвы обращает к Богу с легкостью. Так происходит и тогда, когда, вдруг обратившись к врачу, слышит человек страшные слова неисцелимого диагноза. Вот тогда люди молятся и находят слова и никого не надо учить молиться. Но стоит преодолеть трудности, получить исцеление и снова пресекается связь с Богом и молитва.

Навык молитвы ― это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение.

Существовала монашеская традиция — каждый третий час освящать молитвой. Отсюда и церковный устав часов ― третьего, шестого, девятого и других богослужений. В условиях современной жизни невозможно каждые два-три часа посещать богослужения. Но регулярно просить помощи Божией, воздыхать ко Господу, благодарить Его за полученные дары, просто вспомнить о Боге ― это и означает чувствовать Божие присутствие в своей жизни.

Особой школой молитвы является храмовая молитва. Сегодня мы стояли долгую службу, много слышали псалмов и песнопений, но сознание человека устроено так, что постоянно следить за словами молитвы невозможно. Нужно воспитывать себя в том, чтобы стремиться пронимать то, что произносится в храме. Но если даже мыслью мы отходим от молитвы по немощи своей, то все равно находясь в храме, в благодатной атмосфере молитвы других людей, находимся под постоянным воздействием Божественной благодати. Вот почему молитва в храме имеет особый смысл, значение и силу, «ибо там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Пост и молитва ― великие средства возвышения души, преодоления грехов, изменения внутреннего состояния человека. В Великом посту особенно надлежит нам использовать эти средства, чтобы помочь сами себе, чтобы изменить свой внутренний мир, чтобы быть ближе к Богу.

 

Пост как воздержание от скоромной пищи помогает нам воздействовать на наши чувства и на нашу волю, имеет очень большое значение для формирования духовной жизни человека.

Не меньшее значение имеет также и молитва, потому что именно через нее мы чувствуем Божие присутствие в нашей жизни. – Нет молитвы – и нет Бога. Даже если человек будет называть себя верующим, но молитва не присутствует в его жизни – неформальная, искренняя, сердечная, – тогда и Бога для него нет. Вот почему пост и молитва есть великое средство воспитания души и приближения человека к Богу.

Пост, молитва и милосердие – это три способа, три оружия, которые необходимо употреблять для того, чтобы душа возвышалась; чтобы мы приближались к Богу; чтобы жизнь наша не прошла напрасно; чтобы подлинная цель и ценность бытия не исчезла из поля нашего зрения; чтобы мы сердцем чувствовали Божие присутствие и через него обретали Божественный дар благодати.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

Этот ответ просмотрели 3912 раз.